Вузы в рыночной стихии

Школа окончена - впереди вуз. Сколько это будет стоить родителям?

Евгений ШИБАРШИН, shibarshin@ng.kz
Дилара АРОНОВА, ng@ng.kz

Что получили казахстанские студенты от платного обучения?

Год назад журналисты «НГ» провели исследование возможностей крупнейших вузов Костанайской области и ближайших российских («НГ», 03.06.2010, «Любой вуз за ваши деньги»). Газета опубликовала таблицу, в которой сравнила стоимость обучения в этих университетах, количество «остепененных» преподавателей и наличие объектов инфраструктуры, призванных создать нормальные условия для учебы и отдыха студентов. Судя по отзывам читателей, публикация многим помогла в выборе вуза или определении предпочтений. В этом году мы решили пойти несколько иным путем.

Увеличат плату или нет?

Что касается инфраструктуры учебных заведений, то ожидать радикальных изменений за прошедший год не приходится. Разве что в Костанайском госуниверситете отремонтировали старое общежитие, да под эти же нужды в 2011 году запланировали реконструкцию одного учебного корпуса, а в 2012-м - строительство нового здания на территории бывшего сельхозинститута. Подобная информация всегда доступна на сайтах вузов. А вот если вы хотите узнать, сколько стоит обучение, тут вас ожидает глубокое разочарование. Исключение составил Костанайский госуниверситет.

На его сайте опубликована информация о стоимости обучения на 2010-2011-й учебный год по всем специальностям. Не держат они в секрете от прессы и предполагаемую оплату в следующем учебном году. Правда, с одной оговоркой: она пока не утверждена в Министерстве науки и образования РК, а потому не является официальной. Проректор КГУ Дюсенбай СЕЙТКАЗИНОВ сообщил «НГ», что по специальностям, которые даются в их вузе, министерство определило стоимость обучения одного студента в предстоящем учебном году от 342 900 до 346 400 тенге. Это примерно на 10 000 - 15 000 больше, чем министерство предлагало в прошлом году.

- Эта прибавка сделана с учетом уровня инфляции, - пояснил Сейтказинов. - Но если мы установим такую же плату для студентов, то уровень доходов населения в нашем регионе такой, что они вряд ли ее «потянут». Поэтому мы посчитали все наши возможности и на ученом совете КГУ решили установить стоимость обучения на 30-40% меньше, чем предлагает министерство. Но она все равно будет выше той, что была у нас в этом учебном году. Хотим этого или не хотим, но с инфляцией нужно считаться. Надеемся, что в министерстве наши доводы примут.

Все регулирует минобразования

Из беседы с руководителями и представителями администрации других вузов выяснилось, что Минобразования РК уже несколько лет регулирует размер оплаты за обучение студентов, не получивших государственные гранты. В том числе и в частных вузах. Правда, расчеты министерства носят рекомендательный характер.

- Но расчеты министерства не учитывают особенности регионов Казахстана, - сетует ректор Костанайского инженерно-педагогического университета Сабит ИСМУРАТОВ. - Цены на товары и услуги везде разные. Как и доходы населения. Поэтому и реальная стоимость обучения должна быть разная.

Нечто подобное мы услышали и от помощника ректора Костанайского социально-технического университета Лилии МОРОЗ:

- Наше учебное заведение создавалось Зулхарнаем Алдамжаровым с целью помочь получить высшее образование детям из сельских школ, родители которых не имеют больших доходов. Потому университет и называется «социальным». Мы без ущерба для качества подготовки специалистов могли бы в большей степени снизить плату за обучение, но существующий порядок этого не позволяет.

По ее информации, усредненная стоимость обучения специалистов, которых готовят в этом вузе, на 2010-2011-й учебный год министерством определена в размере 317 000 тенге. Фактически в КСТУ плату берут почти в 2 раза меньше. Впрочем, как и в других частных вузах. И это при том, что они предлагают студентам общежития и развивают материально-техническую базу для обучения.

Но все собеседники почему-то в один голос заявляют: документы со стоимостью обучения по профильным для них специальностям министерство должно выслать им только в июне. По этой причине они не могут определить размер оплаты на предстоящий учебный год. А когда процесс приема абитуриентов пойдет, то они, дескать, обо всем узнают от приемной комиссии.

Тут, скорее всего, дает о себе знать механизм конкуренции. Ведь абитуриента лучше сагитировать не публикацией прайс-листа на сайте, а в живом разговоре, когда он придет в приемную комиссию. Не жесткая ли конкуренция между вузами так насторожила министерских чиновников, что они взялись за регуляцию размера оплаты? Ведь получается, что уменьшать ее все же позволяют. Вопрос лишь в том, насколько и ради какой цели? Не в этом ли собака зарыта?

Не зря же глава этого ведомства предлагает чуть ли не вдвое сократить количество университетов. По причине их слабости, что негативно сказывается на качестве обучения. Но где наши власти были раньше? Ведь в этот бизнес уже вложены немалые деньги. Да и какие социальные последствия можно ожидать после того, как окажется, что половина граждан Казахстана с высшим образованием получила сертификат в университете, который обанкротился?

Хочешь жить - умей вертеться

Сейчас минобразования через жесткий контроль за стоимостью обучения пытается поддержать вложения учебных заведений в развитие своей материальной базы. В условиях жесткой борьбы за абитуриентов эта мера вроде бы должна сдерживать «частников» от безоглядного снижения платы. Дескать, пусть они ищут другие способы набора студентов.

Кстати, помогает. Не зря же они по обеспеченности общежитиями выглядят лучше государственных вузов. А ректор одного из вузов даже решил каждому первокурснику нового набора выделить ноутбук с набором всех обучающих программ и после окончания вуза подарить его. А плату за обучение повышать там пока не собираются.

Все эти подвижки можно оценивать критически с точки зрения возможности получения нужного качества подготовки специалистов, но тут важно другое: жизнь заставляет руководителя заниматься поиском. Дело в том, что поток абитуриентов в последние годы заметно уменьшился. В том же КГУ могли бы обучать до 12 000 студентов, а их уже в два раза меньше. Дает о себе знать неблагоприятная демографическая ситуация. Школу оканчивает поколение, родившееся в кризисные 90-е годы. Это обостряет конкурентную борьбу среди вузов. В результате резко упали требования к общеобразовательному уровню абитуриентов, что негативно сказывается на самом учебном процессе и его результатах. Многое начали решать деньги.

По признанию преподавателей, родители заплатили деньги и требуют от них выложиться, чтобы дать молодому человеку образование. А он не хочет учиться. Из преподавательской среды ушло много опытных педагогов и пришли молодые. У некоторых из них амбиций больше профессионализма, да и на поборы со студентов они смотрят проще.

Ситуация усугубляется еще и тем, что платное обучение даже в государственных вузах стало чуть ли не главным источником обеспечения финансового благополучия преподавателей. Достаточно привести пример с КГУ, где государственное финансирование получает лишь около 30% студентов. По признанию проректора КГУ Сейтказинова, в структуре расходов внебюджетных поступлений около половины уходит на оплату труда педагогов. Чуть меньше - на плату за «коммуналку». Если при том же государственном обеспечении начать срезать доходы с внебюджетных групп, это станет для вуза серьезным экономическим катаклизмом.

Как влияют сложившиеся финансовые отношения между преподавателями и студентами, мы уже написали. Но есть и другая сторона. От некоторых студентов (фамилии по понятным причинам мы назвать не можем) приходилось слышать, что у их родителей не было средств, чтобы своевременно заплатить за учебу. По этой причине их не допускали к экзаменам. Выручали сердобольные преподаватели, дававшие им деньги взаймы. Но ведь кроме платы за учебу, которая в перерасчете на месяц составляет около 20 000 тенге, нужно еще и жить.

«Кошелек» современного студента мы решили рассчитать на примере студентки 2-го курса. Валентина (имя изменено) живет в 2-комнатной съемной квартире с тремя подругами. Общая месячная плата за аренду - около 50 000 тенге. Каждая платит 12 000 плюс коммунальные услуги. В итоге за жилье с каждой - по 13500 тенге. Есть «мобильник». Он съедает у Валентины 4000 тенге в месяц. На еду уходит примерно 16 000 в месяц. А вот непредвиденные траты, такие как развлечения и незапланированные покупки, составляют 6000. Итого месячный бюджет Валентины составляет 39 500 тенге. Если у студента при таком раскладе возникают финансовые проблемы, он начинает экономить прежде всего на еде. Со всеми вытекающими негативными последствиями для здоровья.

Получается так, что, бросив систему высшего образования в рыночную стихию, мы по сути получили лишь благоприятную статистику, с которой можно претендовать на статус конкурентоспособной страны. И в то же время криком кричим об отсутствии профессиональных специалистов для проведения технико-инновационной модернизации экономики. Исправлять ситуацию теперь придется с большими негативными социальными последствиями.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Структура среднемесячных расходов костанайского студента (на основе опроса)

Рисунок Алексея МАЦАРИНА

ОПРОС

Почему при острой конкуренции между вузами плата за учебу не снижается?

Хусаин ВАЛИЕВ, депутат сената, доктор технических наук:

- В данном случае рыночный подход неприемлем. То, что государство в лице министерства образования и науки жестко контролирует формирование платы за обучение в учебных заведениях, вполне оправдано. Иначе можно дойти до абсурда. Свободная конкуренция может привести к демпингу, в результате чего будут выигрывать те вузы, которые не занимаются развитием собственной материальной базы. Это отрицательно скажется на качестве обучения. К тому же некоторые отклонения от установленной министерством платы допускаются. Другое дело - эта система далека от совершенства. Контрольная цифра выводится для каждой специальности без учета экономических условий регионов. Выходом, на мой взгляд, могло бы стать введение районного коэффициента. Как было в прежние времена. Это могло снять аналогичные проблемы и при направлении республиканских бюджетных средств в регионы для других целей.

Дюсенбай СЕЙТКАЗИНОВ, проректор Костанайского госуниверситета, кандидат сельскохозяйственных наук:

- Мы плату за обучение рассчитываем, исходя из финансовых потребностей университета и реальной платежеспособности населения. Она и без того ниже установленной министерством, и если начнем еще больше уменьшать, нам могут поставить в вину, что не занимаемся укреплением учебной базы. Что касается других вузов, то складывается впечатление, что они ориентируются на наши цифры и делают чуть меньше, чтобы привлечь какую-то часть абитуриентов. У них реальные расходы в силу разных причин меньше, чем в КГУ, поэтому снижать плату им легче. Но в большей степени это делать они не могут, потому что нуждаются в доходах. В том числе и для того, чтобы преподавателей других вузов заинтересовать более высокой зарплатой.

Сабит ИСМУРАТОВ, ректор Костанайского инженерно-педагогического университета, доктор экономических наук:

- Главный сдерживающий фактор - приказ министерства образования о необходимости придерживаться стоимости обучения, которую они определяют для каждой специальности. Что касается боязни демпинга со стороны частных вузов, то эти опасения не имеют под собой никаких оснований. Ведь демпинг может привести к тому, что вуз может потерять студентов, а значит обанкротиться. Именно поэтому там кровно заинтересованы получаемые доходы направлять на развитие. Контроль со стороны министерства должен быть направлен только на государственные вузы. Чтобы они более эффективно тратили доходы от платного обучения.

Раиса ТЮЛЕГЕНОВА, директор Костанайского филиала Челябинского гоуниверситета, кандидат исторических наук:

- У нас хотя и российский вуз, но мы работаем под контролем Министерства образования Казахстана. Это означает, что, рассчитывая плату за учебу, тоже придерживаемся установленного в республике порядка. Но при этом ориентируемся на ту плату, которую по нашим специальностям устанавливают костанайские вузы. Для нас это ориентир, следуя которому мы реально можем рассчитывать на то, что не потеряем абитуриентов. На мой взгляд, та стоимость обучения, которая сложилась в регионе, есть оптимальный размер, позволяющий желающим учиться, а вузам - развиваться.

Римма БЕКТУРГАНОВА, председатель городского филиала партии «Нур Отан», доктор педагогических наук:

- Главная причина - в контроле министерства образования. На мой взгляд, это недостаточно оправданная мера. Учебным заведениям нужно дать большую свободу. Например, стоимость подготовки педагогических кадров, установленная министерством, очень завышена. Для подготовки квалифицированного учителя столько тратить денег нет нужды. Разве можно считать демпингом то, что педагогический вуз установит плату за обучение, реально соответствующую затратам?