Так в чем все-таки сила, «Брат»?

Эммануэль Беарн представила самый скандальный фильм ММКФ «Это начинается с конца» (Фото www.kp.ru)

www.rudata.ru, izvestia.ru

Победителем Московского фестиваля стал фильм из Венесуэлы с популярным в России названием

Жара устроила Московскому кинофестивалю испытание на прочность, но даже угроза теплового удара на крыльце кинотеатра «Пушкинский» не помешала гостям и участникам фактически в полном составе явиться на церемонию закрытия. К финалу награждения стало понятно, откуда такая стойкость. Среди лауреатов оказались в основном люди молодые.

 

В нише - дебютанты

Началась церемония очень трогательно: с чествования творческого тандема Сергей Бондарчук - Ирина Скобцева. Сергею Федоровичу в этом году исполнилось бы 90 лет. После чествования перешли к объявлению призов. Лауреатом конкурса «Перспективы» стал польский фильм «Реверс». Тоталитарное прошлое Европы стало одной из главных тем нынешнего ММКФ, но только автору «Реверса» - дебютанту в большом игровом кино, молодому режиссеру Борысу Ланкошу удалось рассказать об этом прошлом по-настоящему современным языком. Другой польской картине, участвовавшей в основном конкурсе ретродраме «Розочка», достался «Серебряный Георгий» за режиссуру, но, поднявшись на сцену, режиссер Ян Кидава-Блонский говорил почти исключительно о своей актрисе - Магдалене Бочарской, называя ее новой версией Барбары Брыльской.

А лучшей актрисой, по мнению жюри, стала Вилма ЦИБУЛКОВА из чешской картины «Как рай земной», посвященной событиям 1968 года. Его сняла Ирена Павлазкова, которая, как оказалось, на самом-то деле родом из Новороссийска. В этом фильме смешаны в единую канву политическая ситуация в Чехии 1968 года и личная история главной героини - очень яркая, насыщенная, оттого иногда даже сюрреальная. Как оказалось, для исполнительницы главной роли, чешской актрисы Вилмы Цибулковой, это, прежде всего, личная история, потому что она родилась на границе Чехии, в местечке базирования военных частей. По словам Цибулковой, на родине этот фильм приняли не столь благожелательно, как в Москве.

- А я вот везу «Предстояние» в Карловы Вары и надеюсь, что его там тоже примут лучше, чем у нас, - передал чуть позже алаверды актрисе Никита МИХАЛКОВ.

Лучшим актером назван Ник Хелилай, сыгравший главную роль в «Албанце» режиссера-дебютанта в большом кино Йоханнеса Набера. «Золотого Георгия» вручили венесуэльскому фильму «Брат».

Итак, среди четырех режиссеров-лауреатов 32-го Московского фестиваля трое дебютантов. Возможно, ММКФ нашел, наконец, свою нишу в европейской фестивальной семье - стал открывателем новых имен. В обеих своих конкурсных программах ММКФ сделал ставку не на звезд, а на фильмы. Не на «хлебосольство», если цитировать президента фестиваля Никиту Михалкова, а на работу.

Однако пресса о кинофестивале крайне разноречива. Солидные «Известия» будто подряд взяли на освещение ММКФ - методично освещали все, что происходило на нем. Другие издания были попроще и не стеснялись писать о том, что и фильмы, и актеры, получившие признание на кинофесте, зрителя не особенно порадовали. Вообще кинопроцесс, отраженный в зеркале Московского международного, выглядит вторичным.

О чем венесуэльский «Брат»?

Этот фильм получил не только главный приз, ему же свои награды присудили Гильдия киноведов и кинокритиков РФ и зрители, голосовавшие в зале.

Вопреки названию главных героев в фильме венесуэльского режиссера Марселя Раскина двое. Они братья, хотя и не родные: однажды мама с сыном, живущие в бедном квартале Каракаса, не смогли устоять перед криком новорожденного, найденного на мусорной свалке...

В трущобах дети чаще всего попадают в рабство к местным гангстерам. Их жизнь - короткая дорога наркоторговца и наркомана одновременно. Они легко нарываются на пулю или нож. Лишь футбол может стать движущей силой, способной катапультировать бедного пацана на другую социальную ступень. Герои Раскина как раз и стали звездами районной футбольной команды.

На экране - история о братьях, один из которых капитан футбольной сборной, а второй - талантливый нападающий. Дворовая команда, в которой они играют, выходит в финал городских соревнований, а сами они попадают на заметку селекционерам профессионального футбольного клуба. Но однажды младший брат становится свидетелем того, как приятель убивает случайным выстрелом их мать.

Что покорило жюри в этом фильме - сам футбол, которого много, воля к победе или те слова, что тренер говорит игрокам: «Жизнь всегда будет забивать голы, но каждый день должен начинаться со счета ноль-ноль»?

«Албанец» и «Воробей»

Некоторые критики ставили на «Албанца» как на лучший фильм конкурсной программы. Авторам удалось уместить в один сюжет описание большей части проблем благополучной старой Европы и примыкающих к ней беднейших стран. Албанский юноша Арбен хочет жениться на подруге, но родители невесты просят за это большую сумму. Чтобы быстро заработать, восемнадцатилетний парень нелегальными путями пробирается в Германию, где ему приходится связаться с криминалом. Когда требуемые деньги, наконец, добыты, оказывается, что уже слишком поздно: семья отказалась от девушки из-за того, что она родила ребенка от Арбена, не будучи замужем. В историю вклиниваются традиционные порядки Албании, которые мешают счастью пары. Фильм сделан без каких-либо слащавостей, чем зачастую грешит толерантное кино.

Фильм «Воробей», единственный представлявший Россию в основном конкурсе фестиваля, остался без призов. Зато им заинтересовались отборщики зарубежных киносмотров. Сразу после окончания ММКФ в оргкомитет поступила масса заявок от престижных зарубежных кинофестивалей, которые хотели бы видеть эту поэтическую притчу новосибирского режиссера Юрия Шиллера в своих программах.

В фильме речь идет о маленьком мальчике Мите Воробьеве, который спасает табун лошадей. По местной легенде, лошади в селе появились чудесным образом много лет назад. С тех самых пор знаменитый на весь край табун заботливо оберегался местными жителями, его удалось спасти даже в голодные военные времена. Но когда, уже в наши дни, в деревне случился неурожай, председатель сельсовета решает отправить табун на скотобойню, чтобы отдать банковский кредит.

Возвращение «Иглы»

В один из последних дней кинофестиваля прошла презентация фильма «Игла Ремикс». Напомним, что ставший культовым фильм «Игла» снят в 1988 году на студии «Казахфильм» режиссером Рашидом НУГМАНОВЫМ. В главной роли Виктор Цой, исполняющий песни группы «Кино», что и сделало фильм популярным у молодежи. Также в ролях Петр Мамонов, Александр Баширов, авторы сценария - Бахыт Килибаев, Александр Баранов.

В 2009 году Рашид Нугманов начал работу над обновленной версией старой картины, режиссер специально доснял несколько эпизодов с участием прежних актеров, добавил рисованные вставки в формате комикса. В прокат «Игла Ремикс» выйдет осенью этого года. Для чего понадобилось возвращаться к истории двадцатилетней давности?

- Никогда бы не затеял эту историю, - объяснил Нугманов, - если бы про Виктора Цоя помнил только узкий круг друзей и ценителей его творчества. Но поклонников музыки Цоя, его личности и его творчества по-прежнему очень много. В их числе есть и молодые люди, которые родились уже после его смерти. Я думаю, они заслуживают того, чтобы увидеть своего героя на большом экране, как их старшие братья и сестры, а также папы и мамы в 1988. Не зря, наверное, повсюду пишут: «Цой жив». Поэтому я бы даже сказал, что перезапустить в прокат «Иглу» - мой долг перед поклонниками артиста... Ремикс - это музыкальный термин. Он обозначает такую форму творчества, когда берешь оригинальное произведение, добавляешь к нему новые партии, инструменты и тексты, создаешь новое на основе уже существующей записи. Это не ремейк, когда берут и заново все переигрывают. Так давно делают в музыке, и теперь это стало возможно в кино, потому что оно монтируется на компьютере, точно так же, как музыка. Никакой технической разницы между монтажом аудио и видео сейчас нет. Для того, чтобы снова выпустить произведение на экран и сделать его актуальным для зрителя, да еще и сказать что-то новое о героях «Иглы», форма ремикса - единственно возможная. Проще всего было бы взять вырезанные дубли и вставить их в фильм. Но их не существует в природе - их сразу выкинули в помойку. В новый фильм вошли специально доснятые материалы и кадры из моего личного архива. И еще созданные артгруппой Doping-pong рисованные сцены, где без Цоя не обойтись. Дублером я решил не пользоваться. Все прежние создатели фильма восприняли идею с интересом. Сразу же видно, что мы пытаемся экспериментировать, делаем нечто новое, а не наживаемся на старом хите. Мы не собирались превращать художественный фильм в полудокументальный, тем более и речи не шло об «Игле. Двадцать лет спустя». Новый фильм - живой, свежий.



Все звезды - в Астану

Сразу вслед за ММКФ в Астане открылся первый Международный кинофестиваль экшн-фильмов. Боевики, детективы, фантастика - более 20 картин со всего мира. При этом фестиваль нестандартный - нет ни жюри, ни победителей, ни призов. Но - дорожка красная, на ней - парад звезд. Российские сразу с Московского кинофестиваля направились на астанинский. До последнего зрители не верили, что увидят голливудских звезд вроде Дольфа Лунгрена. Телохранители Майка Тайсона прятали боксера от камер. И никто не задался вопросом - когда боксер стал актером?

Многие картины еще не выходили в широкий прокат. В Астане как раз и состоится их премьера. На фестивале впервые будут представлены и три документальные ленты: казахстанская «Ветер истории» о Семипалатинском ядерном полигоне; «Обратный отсчет» о гонке ядерного оружия США; и фильм «Тайсон», который представит сам Майк Тайсон.