А мы по шпалам, опять по шпалам...

Вице-министр Берик Камалиев (в центре) говорил, что акценты в работе с инвесторами должны смещаться в регионы
Предприниматели рассказывали вице-министру индустрии о парадоксах «казахстанского содержания»

Безусловно, эту специфическую для РК тему обострил тройственный Таможенный союз. Ни в Беларуси, ни тем более в России никакого такого местного содержания в производимых товарах и услугах не считают. Но нам с ними по части выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью не сравниться - ни сейчас, ни в ближайшее время, признал посетивший недавно Костанайскую область вице-министр индустрии и новых технологий Берик КАМАЛИЕВ. Поэтому в интерьере расширяющегося в рамках ТС общего рынка Казахстан намерен продолжать политику защиты своих товаропроизводителей. Развитие казахстанского содержания как раз и  считается методом защиты.

Отчетность и ответственность

Суть его в том, что недропользователи, национальные и госкомпании, системоообразующие предприятия в рамках своей деятельности обязаны закупать товары, работы и услуги именно у казахстанских производителей. Не весь объем естественно, но определенный, который рассчитывается под наблюдением Казахстанского контрактного агентства и именуется «процентом казахстанского содержания». Агентство - структура в форме АО, специально созданная для мониторинга за казсодержанием. Ему те же недропользователи должны направлять отчетность. Если процент закупленного казахстанского ниже,, чем доведенный, наступает административная ответственность. Потому как существует закон о казахстанском содержании.

Вместе с Камалиевым в области побывала и группа сотрудников ККА во главе с председателем правления акционерного общества Жандарбеком Какишевым. По данным агентства, в Костанайской области не все благополучно с развитием казахстанского содержания. В частности, из 28 недропользователей, которые зарегистрировались как добытчики на нашей территории рудных полезных ископаемых и даже нефти, только 12 вообще отчитываются перед агентством. И общий уровень «казахстанского процента» в их закупках невысок - 20%. Импортируют они всего, что им нужно для работы, в 12 раз больше, чем закупают в РК.

- Должен заметить, - уточнил принимавший участие в совещании первый заместитель акима области Виктор МЕЙСТЕР, - в списке нет ни одного, кто занимался бы добычей общеполезных ископаемых и с кем контракты заключаются в области. Все указанные недропользователи получили контракты на уровне республики, а на этом уровне к нам не прислушиваются совершенно. Мы ведем переписку по поводу некоторых недропользователей по десять лет, но реально влиять на них не можем.

В списке действительно были и разрез «Приозерный» и Казахстанско-российская рудная компания, которые давно замерли в своем развитии. Какие уж тут отчеты по казахстанскому содержанию, когда элементарно никакие работы не ведутся?

Наладить сопровождение

Впрочем, представители агентства приехали не только предъявлять претензии, но провести обучающий семинар, а также сообщить о планах по развитию казахстанского содержания и своей роли в этом. Она сводится к нескольким моментам: отчетность остается, сервис в виде интернет- портала по казсодержанию, где сосредоточены реестры казахстанских производителей и их товаров, работ и услуг, развивается, роль ККА как агента влияния усиливается. Если раньше агентство было просто сборщиком статистики и наблюдателем, то теперь намерено внедрять казахстанское сопровождение проектов. Как выразился вице-министр индустрии, «влазить в проекты» на уровне проектно-сметной документации, чтобы видеть, стоимость какого оборудования и т. п. закладывается инвестором. При этом, подчеркивали представители агентства, речь идет не о чем-то принудительном. Конечная цель - развивать, поднимать казахстанских производителей до уровня, который будет приемлем для самого требовательного инвестора.

Примерное видение событий ККА таково. Если вы импортируете крупные партии высокотехнологичной продукции, налаживание производства которой в Казахстане будет слишком затратно, создавайте совместное предприятие по производству, скажем,  запчастей. Уже при определении подрядчика ставьте условия по казсодержанию, рассматривайте возможности создания консорциумов с иностранными партнерами. Самостоятельные казахстанские компании зачастую не могут преодолеть квалификационные требования для участия в недропользовании, но в консорциуме с иностранным партнером это реально. Кроме этого, в рамках такого сотрудничества будет осуществляться передача опыта, технологий, внедрения инновационных процессов в производство и менеджмент, а это в конечном итоге приведет к повышению конкурентоспособности казахстанского бизнеса.

Откуда берутся «нули»?

От теории - к практике. Тон обсуждению проблем с казсодержанием задала председатель Торгово-промышленной палаты Костанайской области Валентина ТРИБУШНАЯ:

- Мы постоянно работаем с предпринимателями, помогаем готовить документацию для госзакупок. Приведу конкретный пример. Недропользователь закупает шпалы. Казахстанские стоят 400 тенге, российские 500, но за счет особой обработки срок эксплуатации удлиняется. Если предлагаемый импорт более качественный, чем казахстанский товар, нельзя ли дать какие-то преференции нашему недропользователю?

До ответа на вопрос выяснилось: республиканские кураторы программы индустриально-инновационного развития уверены, что деревянные шпалы в нашей стране не производятся - запрещено постановлением правительства. Предприниматели сообщили, что производятся вовсю в Семипалатинске, открыто и легально. Возникла заминка, после которой Трибушную попросили написать в адрес ККА письмо с перечнем вопросов, «чтобы шпалы были там не единичным примером».

И этот ответ был еще самым конкретным, потому что дальше вопросы пошли сложнее. Задали их как раз представители недропользователей.

-  Наше предприятие закупает топливо, произведенное павлодарским НПЗ, - сказал старший юрисконсульт АО «Варваринское» Дмитрий РОМАНЕНКОВ. - Раньше пользовались российским, оно более качественное. Но затем, выполняя закон о казсодержании, перешли на казахстанское топливо.  При этом сам завод не участвует в открытом конкурсе на его поставку. Имеет дилеров, через которых идет реализация. Чем это оборачивается для нас? Посредник, как известно, не может в комитете по метрологии получить сертификат СТ.KZ, являющийся подтверждением казахстанского содержания. В итоге мы, приобретая казахстанское топливо и поддерживая тем самым казахстанского производителя в лице НПЗ, в отчете об уровне в наших закупках казахстанского содержания получаем «нули». Можно в законодательном порядке предусмотреть возможность предоставления сертификата не только прямым производителям, но хотя бы первому или второму посреднику?

Коллегу поддержал представитель АО «Кустанайские минералы», который сообщил, что дизтопливом проблема не исчерпывается. Такая же ситуация по поставкам электроэнергии, похожая - с газом. Кроме всего прочего существуют формулы расчета казсодержания, для которых приобретатель товаров должен у продавца выяснить объем фонда зарплаты, например. То есть запросить коммерческую информацию. А кто ж ее даст? Ни один НПЗ как прямой производитель топлива,  а тем более монополисты в сфере электроэнергетики, до участия в открытых конкурсах по госзакупкам не снисходит. То есть недропользователям надо буквально выцарапывать подтверждения казахстанского содержания в своих закупках. Как быть?

Рецепт радикальный, как отрубание головы, дал заместитель акима области Виктор МЕЙСТЕР. Нужно внести изменения в закон о госзакупках, позволяющие приобретать товары, работы и услуги, если речь идет о прямом их производителе, методом «из одного источника». Только тогда посредники отойдут в сторону, и цены снизятся. (Стоит добавить, при этом и сам закон о госсзакупках во многом обессмыслится).

Представители ККА обратили внимание предпринимателей, что по закону прямой производитель передает своему официальному дилеру право подтверждения казсодержания. Дескать,«забейте» подтверждение в конкурсную документацию... И можете остаться без горючего, прокомментировал кто-то в зале. По технологии открытого конкурса выбирает изначально не покупатель, поставщик решает, нужно ли ему участие.

Последняя надежда, сказал вице-министр,  - на новый закон «О недрах и недропользовании», в котором вроде бы должны быть учтены прежние ошибки. И на заседания экспертного совета при министерстве, где крупные покупатели и прямые производители будут сходиться лицом к лицу и договариваться при членах правительства... 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА