Вписаться в поворот

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

О значении углов установки колес

Иногда автолюбители недоумевают: почему регулировка углов установки колес на автомобиле в одних случаях стоит чуть больше тысячи тенге, а в других «зашкаливает» за десять тысяч. Техническая операция, вроде бы, одинаковая, а стоимость разная. Объяснение видят в коммерческом интересе СТО. Как в таких случаях поступить правильно? Искать мастерскую, где эту работу выполнят в разы дешевле? Или попросить обосновать предлагаемую цену и потом уже решать, соглашаться на нее или нет? Вот что по этому поводу советует старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- На какую цену за услугу соглашаться, в конечном счете будет зависеть от самого водителя. Могу лишь пояснить, что большая разница в стоимости регулирования углов установки колес возникает не столько от желания мастера СТО получить сверхприбыль, сколько от конструкции автомобиля. Какой у него привод? На передней или задней оси? Или это полноприводный автомобиль? Отсюда и цена. Чем проще машина, тем регулировка дешевле. Самая простая подвеска, как, например, у «Калины» или простеньких «Мазды» и «Тойоты», - не требует столько работы, сколько придется сделать при регулировании многорычажной подвески, имеющей множество специальных упругих элементов. Более сложная подвеска обычно применяется на комфортных и скоростных автомобилях.

Но тут возникает вопрос: раз уж эта процедура дорого стоит, то надо ли на нее тратиться? Наверное, никого не нужно убеждать, что сколько бы ни стоил ремонт, выезжать нужно на исправном автомобиле. Что касается углов установки колес, то их отклонение от необходимых параметров далеко не всегда бывает очевидным для водителя, и  поэтому при определенных обстоятельствах может преподнести неприятный сюрприз.

Идеалом для прямодвижущегося автомобиля считается такое положение колес, когда плоскости их вращения перпендикулярны поверхности дороги, параллельны друг другу, оси симметрии кузова совпадают с траекторией движения. В этих случаях потери мощности на трение и износ протектора шин минимальны, а сцепление колес с дорогой - максимально. Понятно, что идеала никогда не бывает, и даже при хорошо отрегулированной ходовой части углы установки колес во время движения под воздействием различных факторов постоянно изменяются. Для нас важно, чтобы эти изменения не были «заморожены», ухудшая тем самым устойчивость движения.

Если углы разрегулированы, то на небольших скоростях вы этого не почувствуете. Но стоит только выехать за город и добавить в скорости, как при повороте вы увидите, что при том же положении руля, который вы применяли в аналогичной ситуации раньше, ваш автомобиль теперь в поворот не вписывается. Или наоборот - поворачивает круче. Да и на прямой, если одно из колес наезжает на какую-то неровность, машину начинает тащить то вправо, то влево, и поэтому постоянно приходится доворачивать рулем. А если управляемость автомобиля ухудшилась, то жди неприятностей.

От чего меняются углы установки колес? Такое возможно в результате естественного износа элементов подвески. Случается и от сильного удара ходовой части о поверхность дороги. И, конечно же, в результате аварии.

Если вы покупаете подержанный автомобиль, то обязательно проверьте углы установки. При этом не нужно надеяться на собственные ощущения. Лучше это сделать с помощью специальных приборов. Кстати, не будет лишним, если подобные проверки будете делать после сильного удара от попадания колеса в дорожную яму.

Есть еще один способ вовремя увидеть отклонение углов установки колес от нормы. Присмотритесь к поверхности протектора колес. Если заметите на ней трещинки в виде елочки (расположенные ступенями), это сигнал к необходимости регулировки углов.