Долюбленная и «залюбленная»

Крючковой не было на встрече с Путиным, но если бы позвали - не смолчала бы

www.kp.ru, www.chelny-week.ru

Одну из своих недавних киноролей Светлана Крючкова из себя буквально выгоняла

22 июня свой юбилей отметила не просто большая актриса - незабываемая романтическая Нелли Леднева в «Большой перемене», импульсивная Нина в «Родне», умопомрачительная одесситка тетя Песя в «Ликвидации»... Крючкова - одна из немногих артистов, несущих людям чистое русское Слово не только со сцены или экрана. Она автор и исполнитель музыкально-поэтических программ, в которых звучат Пушкин и Лермонтов, Мандельштам и Самойлов, Ахматова и Цветаева. В предстоящие выходные кое-что из них покажут на ТВ. Не пропустите.

«В день юбилея я работаю»

- Светлана Николаевна, как будете отмечать круглую дату?

- У меня день рождения - в один день с мужем. В этот юбилейный день в 12 часов мы будем стрелять из пушки, которая находится на Петропавловской крепости. Каждый день в Санкт-Петербурге она бьет полдень, но за особые заслуги некоторым людям разрешается выстрелить в честь знаменательного события. Так вот, я буду стрелять из этой пушки, представляете?!

Потом в ИТАР-ТАСС состоится презентация моего альбома. Это большой фотоальбом с комментариями и отрывочками из книги, которую я пишу. А в 19 часов начнется творческий вечер под названием «Музыка души». Начиная с 50 лет, каждый юбилейный год я сама работаю для своего зрителя. Я, слава богу, не дожила до того возраста, когда необходимо сидеть на сцене и принимать поздравления! Сама пишу сценарий вечера, сама его режиссирую и как бы отчитываюсь перед своим зрителем, что сделала к этому моменту. Мы будем работать вдвоем с моим младшим сыном-музыкантом (он классический гитарист). Ни банкетов, ни фуршетов не предполагается. Еще одним хорошим подарком для меня будет показ 22 июня на канале «Культура» программы «Путем всея земли», которую я готовила к 120-летию Анны Ахматовой, и фильма «Луна в зените», где играла Анну Андреевну.

- Наверно, многие после фильма «Ликвидация» были уверены, что вы - уроженка Одессы, так блистательно вы сыграли тетушку Песю...

- ...а родилась я в Молдавии - в Кишиневе. Но не удивляйтесь моему отличному выговору. До того момента, как начался массовый отъезд евреев из Советского Союза, Кишинев был во многом еврейский город. Да и всю израильскую эмиграцию долгое время называли «ЧК» - по названиям городов Черновцы - Кишинев. Когда я впервые отправлялась в Израиль, говорила всем, что у меня там почти никого нет, но не успела приехать, как раздался звонок. Там все, с кем я родилась, играла, кто меня учил и лечил, - в этой стране очень много людей, с которыми прошли мое детство и юность.

«Впихнула себя в тесную душу»

- Вы сыграли около 70 ролей в кино, а если считать с телефильмами и спектаклями, это число, пожалуй, перевалит за сотню. В нескольких ваших интервью говорилось, что одну из последних ролей - Нины Антоновны в фильме «Похороните меня за плинтусом» - вы буквально выстрадали (в этой картине Крючкова сыграла бабушку, которая горячо любит, но одновременно и тиранит своих близких), хотя некоторые СМИ написали, что вы сыграли саму себя...

- Это не я! Совсем не я. В фильме перед вами предстает глубоко несчастный - будем говорить, трагически несчастливый! - человек. Начнем с того, что Нину Антоновну никто никогда не любил. Я про себя могу сказать: до сего дня меня всегда любили. Не помню такого дня, чтобы меня хоть кто-нибудь из мужчин не любил. Обязательно был какой-нибудь один - другое дело, был ли он нужен мне... (смеется). Я - долюбленная. И даже залюбленная, понимаете? Передо мной и на коленях стояли, и руки, и ноги целовали, уходили, а потом возвращались со словами «Только тебя люблю и понял, что дурак». А у Нины Антоновны этого не было!

У меня было счастье материнства. Я родила обоих детей поздно. С первым восемь лет сидела дома, всю себя отдала ему. А сейчас сыновья - это мои друзья и единомышленники. У этой женщины и такого нет: ее первый ребенок умер в годовалом возрасте, а дочь ее не любила, не понимала, и вообще у них были уродливые отношения.

У нее муж, который женился на ней на спор. Это тоже не про меня. Начнем с того, что мы не оформляли отношения. Я ужасно не люблю оформлять отношения. Делаю это в крайнем случае. Вот когда мне надо было идти на операцию и врачи сказали: «Исход неизвестен, закончите ваши дела» - мы с супругом расписались.

Он любит меня и многое делает, чтобы жизнь моя была легче... В общем, теперь вы понимаете: бабушка - это совсем не я... Я просто вынуждена была «впихивать» себя в эту тесную, не мою душу. И мне так пришлось себя ломать - это что-то страшное! Я сама себя тихо ненавидела, думала: «Боже мой, ну когда же закончатся эти съемки, чтобы я эту бабушку из себя вы-гна-ла?!» Год тянулась эта работа, а сколько потом я от нее освобождалась, вылезала из этой тесной вещи... Слава богу, избавилась.

«Все расхищено, предано, продано» - мне это напоминает выборы...

- В одном из интервью вы дали такое определение России: «великая, несчастная, растерзанная». Не возникало желания ее покинуть?

- К своим словам добавлю, что наша страна еще и обворованная. И ее продолжают обворовывать временщики, находящиеся у власти. Они приходят урвать. Знаете ли вы, к примеру, что бюджет - это в том числе ваши деньги?

- Конечно.

- Это и мои деньги. А я не хочу, чтобы их тратили так, как сейчас. Посмотрите, что происходит с образованием! Что это за ЕГЭ такое?! Вы знаете, что, по статистике, самый низкий балл по русскому языку - в Петербурге, а самый высокий - в республиках Закавказья?!

- Мне это напоминает выборы...

- Все расхищено, предано, продано! Но в этой недостойной стране есть тысячи людей, которые ведут себя достойно. И живут достойно. И деньги им не застилают ни разум, ни сердце. Я связана с языком - с литературой и русской поэзией. Мой зритель - здесь, и жить там (за границей) я не смогу.

У меня сын живет во Франции, и две недели для меня - предельный срок, который я там выдерживаю. А в Америке на шестые сутки пребывания у меня была истерика: я плакала и просила отправить меня домой. Там совсем не плохо, но это все чужое. Люди ведут очень бережливый образ жизни. Они считают все. Включают воду, намочат зубную щетку - и выключают! Точно так же моются под душем. Стиральная и посудомоечная машина работают только ночью - потому что ниже тариф.

- Одним словом, это вам не близко...

- Я по-другому росла. Знаете, почему ни одна иностранка не сможет сыграть Раневскую? Да потому, что даже если вы пистолет к ее виску приставите, она никогда не скажет этой фразы: «Серебра нет... Все равно, вот вам золотой...» Они все считают, все.

- Вы довольно резко отзываетесь о российских реалиях. А как вы следите за общественно-политической жизнью в стране?

- Когда мой муж сидит у телевизора, он только и делает, что за ней следит! (смеется) А поскольку он очень темпераментно обсуждает увиденное, волей-неволей подключаюсь и я. А иногда говорю: «Все, устала, иду смотреть про любовь». У меня телевизор в основном идет фоном и, как правило, это ночь и канал «Культура».

«Что же вы киваете?!»

- Светлана Николаевна, думаю, вы слышали о недавнем разговоре творческой интеллигенции с премьер-министром Путиным...

- Назвать это разговором я не могу. Разговор был только у Шевчука с премьером.

- Но если бы вам представилась такая возможность, о чем бы вы рассказали Владимиру Путину?

- Я бы громко сказала о проблеме русского театра, который просто гибнет. Потеряли все, уронили уровень до невозможности. Сейчас на канале «Культура» выходит программа «Academia». Так вот, там академик Юрий Пивоваров сказал: «Что имеет Россия на мировом уровне? Не нефть, которая когда-нибудь кончится, не газ, который тоже рано или поздно иссякнет, а ЯЗЫК! Наш русский язык и, конечно, культуру. Вот это наше достояние - мирового уровня». Так почему же мы к нему так безобразно относимся?

Давайте смотреть на вещи объективно. Разве в любой другой стране главные роли на сцене играют русские?! Почему у нас главными режиссерами театров назначаются литовцы или грузины? Ну можно же сделать, чтобы в России главным режиссером русского театра был человек, исповедующий русскую культуру! По-моему, это справедливо! Театр, говорил Гоголь, - «это кафедра, с которой много можно миру сказать добра». Но говорить надо на том языке, где этот театр находится. А сейчас уничтожается русская культурная традиция.

Ну как получается, что после войны мы гордились, что отстояли, сохранили свою культуру, а теперь смотрим самые плохие американские фильмы? Мы постоянно «косим» под Запад, причем берем все самое плохое. Давайте же думать о самобытности нашей страны и нашей культуры! Вот об этом надо было говорить на встрече с Путиным. А наша интеллигенция тихо просидела. Главное, что все накрасились, надели на себя «цацки» - золото-бриллианты... Ну если уж вы идете на серьезный разговор - ну так поговори-ите! Что же вы сидите, киваете?!

Подробности

- В одном городе, где Светлана Крючкова была на съемках, ее пригласили выступить, сказав, что клуб будет небольшой, но люди, там собравшиеся, очень этой встречи ждут, - рассказывал сценарист Александр АДАБАШЬЯН. - И только придя туда, она увидела, что в зрительном зале сидят люди с ослабленным зрением, есть и совсем слепые, кино для большинства из них - абстрактное понятие... Я сидел рядом с ней на сцене в растерянности, не очень понимая, как и что здесь можно и нужно делать. Почти два часа без перерыва Светлана читала стихи, которых знает множество, пела песни без сопровождения, рассказывала, снова читала и пела. Надо было видеть, с какими лицами подходили потом благодарить ее, как старались прикоснуться к руке, как слушали.

Фото www.chelny-week.ru