Аркадий ДЕНИСОВ: Круглый, но с острыми углами

21 октября 2015, 17:15 |  Мнения

Интересную тему подняли «народные коммунисты» на круглом столе, который прошел в Костанае в конце прошлой недели - об улицах города, носящих чьи-то имена. Предварительно были проведены рейды по городу, в одном из которых довелось участвовать и мне.

Впечатление от увиденного и услышанного осталось тяжелое. Большинство опрошенных понятия не имеют о людях, чьим именем названы улицы, где они живут. Конкретно это относится к улицам М. Хакимжановой, генерала Арыстанбекова, академика Шаяхметова.

Случайно ли это? Я считаю, что, помимо равнодушия к истории своего города, есть и элемент неприятия нового названия, ведь эти улицы относительно недавно были переименованы. Как подобные процедуры протекают, пояснил руководитель управления по развитию языков Жанбулат Умбетов. Цепочка такова: чья-то инициатива, ее обсуждают общественность и местные маслихаты, которые отправляют документы в республиканскую ономастическую комиссию. Не сомневаюсь, что формально этот порядок соблюдается, но по жизни все решают местные власти.

Ну, про смену названия улицы Павших Борцов много говорилось и писалось: жильцы ее до сих пор не смирились с переименованием. А все потому, что никого из них не спрашивали. А «публичное обсуждение» провели чиновники акимата и депутаты городского маслихата, да автор этой заметки, попавший в зал случайно. Меня тогда поразило невежество собравшихся, для которых название улицы не имеет исторического смысла.

Под таким же соусом исчезла улица Красноармейская. Как-то возвращаюсь из поездки, а нашей славной улицы уже нет, зато появилась улица им. М. Хакимжановой. Зашел в акимат, спрашиваю, что за дела. Секретарь ономастической комиссии говорит: «По инициативе жителей улицы». «Неправда, - говорю, - я живу на этой улице и опросил всех соседей. Они узнали о случившемся из местных СМИ». - «А-а, вспомнил, было ходатайство из ветеранской организации». Но показать его мне не смогли - якобы где-то затерялось. А Халимжан Ержанов, в ту пору заместитель акима Костаная, честно сказал, что был звонок из Астаны с конкретным указанием. Вот и все общественное обсуждение.

Думаю, такая же история и с улицей Арыстанбекова. И в советское, и в постсоветское время работники КГБ особой популярностью в народе не пользовались. Поэтому трудно представить, что это народная инициатива. Вот улицу им. Д. Кунаева или основателей города население бы поддержало, но здесь - тишина.

Очевидно, что подобные манипуляции с именами и улицами не способствуют сплочению общества. Скорее, они минируют социальное поле и сеют в душах людей несогласие, которое однажды может вылиться в форму открытого сопротивления. А оно нам надо?

Можно поговорить еще и о внешнем виде именных улиц. К примеру, улица Хакимжановой, от первых кварталов имеющая вполне приличный вид, после пересечения с ул. Баймагамбетова превращается в трущобу, а затем перегораживается огромной мусорной свалкой. Что должны испытывать родственники народной поэтессы и почитатели ее творчества, видя подобное надругательство над памятью? И где при этом инициаторы переименования? Им-то точно не должно быть все равно.

Такие вот игры с уважением и памятью предков. И это лишь некоторые острые углы проведенного круглого стола, к теме которого еще не раз придется возвращаться.