Соляркой звали...

Владимир КАТКОВ, ng@ng.kz

Рост цен на нее неизбежен

По данным департамента сельского хозяйства, на терминалах Костанайской области сейчас остается 30 тыс. тонн дизельного топлива для реализации по рыночным ценам. За март и апрель из Атырау поступила 41 тыс. тонн удешевленной солярки для проведения весеннее-полевых работ. Это топливо крестьяне покупают по 69 тенге за литр, а субсидии государства позволят снизить цену до 57-60 тенге. В мае из Атырау должны поступить еще 23 тыс. тонн, за которые операторы деньги уже заплатили. По мнению специалистов департамента, у костанайских земледельцев проблем с дизельным топливом  для успешного проведения посевной не будет.

Между тем на юге страны, где посевная в разгаре, проблемы возникли. Встревожилось и правительство: на  селекторе в минувший понедельник Карим Масимов потребовал в трехдневный срок разобраться в сложившейся ситуации. А она такова: из 330 тыс. тонн удешевленной солярки казахстанские аграрии пока получили около 190 тысяч. Если из этой цифры вычесть 64 тыс. тонн, которые, хочется надеяться, костанайцы получат сполна, то в других регионах дела не настолько хороши.

Тревоги Кабмина, как водится, запоздалые. Сказав «а», забыли про «б»: установив пошлину на экспортную тонну сырой нефти в $109, не ввели традиционный весной и осенью запрет на вывоз из страны дизтоплива. Как доложил на упомянутом совещании министр Сауат Мынбаев, если в первом квартале прошлого года из Казахстана было вывезено 185 тыс. тонн солярки, то за первых три месяца года текущего уже 279 тыс. тонн. Известны и адреса: Китай, Россия, Украина и другие соседи. Известны и причины: в Челябинской области, например, вот уже два месяца литр солярки на АЗС стоит в пересчете на тенге - 110. На 30 тенге дороже, чем в Костанае. Теорию сообщающихся сосудов никто не отменял: цены должны уравняться. И если экспортер нефти теряет на  пошлинах, то эти потери он будет компенсировать продажей на сторону нефтепродуктов: переработчик с ним в одной компании.

Сегодня ни один из трех казахстанских НПЗ дизельное топливо на внутренний рынок не отпускает. Мелкие партии предлагают только перекупщики. А потому, в отличие от специалистов департамента, крупные операторы-поставщики Костанайской области встревожены: они уже вынуждены заключать контракты с российскими НПЗ на поставки солярки, литр которой на железнодорожной станции Костанай стоит 88 тенге. На АЗС - на 10 тенге дороже. То есть рост цен на самое востребованное топливо в ближайшее время неизбежен. И льготы крестьян не спасут: уже сегодня на голодном пайке солярки сидят водники, транспортники, энергетики. Завтра они будут вынуждены покупать дизтопливо по более высоким рыночным ценам: эффект домино - дальнейший рост цен на все остальное. Да и крестьянам это топливо нужно не только на посевную: после нее - обработка паров, химпрополка, заготовка кормов, для которых льготное топливо не предусмотрено.