Окольные пути Костаная

Чтобы справиться с потоком транспорта, пришлось ставить регулировщика

Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz

Маршруты общественного транспорта пассажиры познают опытным путем

1 мая началась реконструкция и капитальный ремонт сразу на десяти улицах областного центра. На каждой из них перекрыт определенный участок, который автобусы должны объезжать по другим дорогам. По каким именно - пассажиры узнают на собственной шкуре, изрядно побегав по остановкам. Терпеть подобное безобразие костанайцам предстоит до середины августа - только к этому времени планируется завершить все ремонтные работы.

Ориентируются на месте

Ремонт чиновники начали на месяц позже запланированного срока, но сдать обновленные трассы обещают вовремя. Отступать некуда - впереди саммит приграничных государств. Власти считают, что достаточно информировали жителей об изменениях маршрутов.

- Были объявления в местной прессе, на телевидении, что еще нужно? В конце концов человек заходит в автобус, может спросить у водителя, куда теперь идет автобус, - считает специалист по транспорту отдела ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная Валерий РЫМАРЕВ. - В принципе все переделки люди видят, от них ничего не скрывают, можно и сориентироваться.

По словам Рымарева, в самих автобусах графики временного движения не висят, и они не нужны.

- Мы на своих остановках тоже стояли целую неделю и информировали людей, - заверил директор ТОО «Компания STA» Александр ЯРОСЛАВЦЕВ. - Думаю, все пассажиры отнеслись с пониманием, ремонтировать дороги ведь нужно.

Как быть приезжим, или тем, кому не повезло наткнуться на информатора? Чиновники только разводят руками. Мол, ничего не поделаешь, ремонт важнее. Между тем люди недовольны.

- Я работаю в городской больнице. Из-за того, что ул. Дощанова, по которой ходил маршрут №12, перекрыли, мне приходится добираться на работу пешком, - рассказала «НГ», идущая с работы вдоль пыльной Дощанова Маргарита ХАМИДУЛЛИНА, - теперь встаю на полчаса раньше, а сыну еще сложнее. Он работает в «ДЕПе», так туда вообще ни на чем не может добраться.

Сыну, как говорит Хамидуллина, приходится идти с Дощанова в центр на «Чародейку». Только оттуда он может уехать, в итоге дорога на работу занимает почти на час больше.

- Конечно, ремонт это хорошо, - соглашается жительница этого же района Ирина УРЮПИНА, - но у нас по Дощанова перекрыты три остановки.

- А мне кажется, что нужно больше обращать внимания на закоулки, а не только на главные улицы, - возмущается Виктор МАЛЫШЕВСКИЙ. - Сейчас Дощанова отремонтируют, а вся грязь с улицы Бородина ляжет на новый асфальт.

Узнали перед рейсом

Неудобства в связи с резко сменившими маршруты автобусами испытывают и жители других районов. Кто-то опаздывает на работу, кому-то приходится добираться на такси, а порой и вовсе пешком. Недовольны ситуацией и сами перевозчики.

- По следованию маршрута №24 больше 20 остановок, -говорит директор ТОО «Жарык Жол-1» Виктор МУЩИНСКИЙ, - сейчас в связи с ремонтом четыре из них закрыты. В результате мы не набираем то количество пассажиров, которое окупало бы наш маршрут. Выручка меньше на 15-17%.

Хотя Мущинский считает, что по-другому ремонт улиц никак не осилишь. Пустить транспорт по тем участкам, над которыми трудятся дорожники, невозможно. Приходится искать объездные пути. Корреспонденты «НГ» проверили, насколько они удобны.

Добраться до зеленого базара с остановки «Радуга», расположенной по ул. Аль-Фараби, можно на автобусе №2. Капитальный ремонт дороги на участке улицы Алтынсарина возле рынка «Центральный» свои коррективы в маршрут «двойки» пока не внес. По словам водителя автобуса Фаяза ЗАЙМУЛИНА, о том, что на улице ремонт, водители общественного транспорта, как правило, узнают во время выхода в рейс.

- Мы выезжаем с утра на маршрут. Видим, участок дороги перекрыт. Разворачиваем автобус и объезжаем его. Конечно, пассажиры начинают возмущаться, когда транспорт отклоняется от маршрута. Ни их, ни водителя никто о ремонтных работах не предупреждает заранее. Моему маршруту пока повезло. Участки улицы, по которым двигается «двойка», еще никто не ремонтирует. Что будет дальше - неизвестно.

Остановка где-то там

Выступаем в роли пассажиров. Отрезок улицы Алтынсарина, где должны останавливаться маршруты №10, №12, №13, №18, №25 перекрыт. Где теперь искать их остановку - непонятно. Перейти перекресток улиц Алтынсарина-Победа из-за неработающего светофора и слишком интенсивного движения весьма проблематично. Регулировщика движения нет.

- На остановке по ул. Победы, напротив нижней оптовки, вывесили график нового движения. Я сам оттуда месяц не вылазил, и чуть ли не каждому пассажиру объяснял, как теперь движутся автобусы, - сообщил «НГ» Валерий РЫМАРЕВ.

Мы проверили. На ул. Победы, возле торгового киоска, расположенного напротив нижней оптовки, установлена табличка с перечнем маршрутов, которые временно в этом месте не останавливаются. Ниже написано, что теперь остановка этих маршрутов расположена по улице Алтынсарина. Где конкретно - не указано. Парадокс заключается в том, что остановка части маршрутов до ремонта дороги и так располагалась на вышеназванной улице. Куда идти ее искать?

- Мне пришлось около 10 минут плутать, чтобы понять, где находится остановка. Из-за этого я пропустила автобус №18, - жалуется пенсионерка Валентина КАЗАКОВА. - Мы понимаем, что дороги в Костанае необходимо ремонтировать, но нужно же людей предупреждать об изменении движения маршрутов заранее. Хотя бы на остановках приличный график движения вывесили. В каждом автобусе нужны объявления о том, что на определенное время автобус изменил маршрут.

Валентина Казакова считает, что власти города также должны на временных остановках установить скамейки и натянуть тент. Пенсионеры не в состоянии выстаивать столько времени в ожидании автобуса на открытом месте.

Кстати, пока идет ремонт, автобусная остановка в районе Центрального рынка временно располагается на углу улиц Алтынсарина-Победы. Люди толпятся на тротуаре и закрывают собой указательную табличку, висящую на железном столбе, впаянном в диск от колеса автомобиля. Издалека совсем непонятно, что именно в этом месте расположено: остановка или тротуар возле торговых рядов. Некоторые люди не доходят до предупреждающей таблички на ул. Победы и пешком идут на пр. Абая, для того чтобы нормально оттуда уехать на КСК. При этом они вынуждены проезжать через Центральный рынок заново. На дорогу от Алтынсарина до Абая в среднем уходит около 15 минут.

- Я живу в поселке Мичурино и ежедневно езжу на работу, которая расположена на улице Дзержинского, на автобусе №105, - сообщила на автобусной остановке «ЦУМ» Аида ЖАЛЬДИБАЕВА. - Раньше я выходила на ул. Бородина и пешком шла на работу. Для меня было полным сюрпризом, когда автобус остановился не на моей остановке, а возле областной больницы на улице 1 Мая. При этом никто пассажиров о том, что улицу Бородина ремонтируют заранее не предупредил. В итоге мне пришлось лишние 10 минут идти до работы.

Схема собьет с толку

С остановки «ЦУМ» на пр. Абая автобус №18, вместо того, чтобы идти на «Спортзал» по ул. Алтынсарина, останавливается на «Горотделе» по пр. Абая. Затем следует вверх по ул. Победы, снова сворачивает на Алтынсарина и только тут возвращается на прежний маршрут. Никаких объявлений. Аналогичная ситуация с маршрутом №12. С остановки «Центральный рынок» он должен ехать по Алтынсарина, но из-за ремонта свернул на ул. Победы, затем на Абая, потом на ул. Пушкина и остановился возле музыкальной школы. Никаких указательных табличек о переносе остановки. По словам водителя автобуса №12, о смене маршрута его предупредили за 10 дней до начала ремонта. Главное неудобство - потеря части пассажиров и невыполнение плана по выручке. Хотя директора компаний с этим не считаются и требуют полного объема.

- Сейчас из-за ремонта дорог мы вынуждены сворачивать на улицу Павлова, затем выезжать на проспект Абая, затем сворачивать на улицу Хакимжановой и вновь выезжать на Каирбекова, - рассказал водитель автобуса №24 Александр, - но улицу Павлова тоже ремонтируют и в любой момент могут закрыть. Тогда придется сворачивать на Гоголя. Движение абсолютно непредсказуемое, поэтому в автобусах и не вывешивают информацию об изменении маршрута, он может сто раз поменяться.

Немудрено: ремонт начали с опозданием на месяц, тут уже не до интересов простого народа, главное - к саммиту поспеть. Кстати, «сдаться» обещают по плану - к 15 августа. Как в связи с этим изменится график ремонта ?

- Не знаю, - ответила «НГ» начальник отдела строительства и госзакупок «Отдела ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Нина БЕНЮХ. - Могу только сказать, что ремонт пройдет в два этапа, каждый из которых займет одинаковое количество времени.

- Вывешивать схемы в автобусах бесполезно, - считает Рымарев, - потому что в уже утвержденные планы-схемы высшее руководство еще вносит коррективы. Вот свежий пример. По ул. Дощанова закрытие участка от Мауленова до Чехова не планировалось. Естественно, его нет в схеме. И буквально 5 мая дали команду его перекрыть. Нашелся подрядчик, начал работы. Зачем вводить людей в заблуждение схемами, которые все равно меняются?

От подобных корректировок властей, по словам Рымарева, не застрахованы и другие улицы. Сроки поджимают, ведь еще и погода может весь график поломать. В результате, ездить будем, как придется, без нормального оповещения, предупреждения... Привычно хромает менеджмент.

Опрос

Какие меры нужно принимать в связи с изменением автобусных маршрутов?

Валерий РЫМАРЕВ, специалист по транспорту отдела ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная:

- Основная проблема была на остановке «Центральный рынок». Она сейчас наиболее пассажирообразующая. Стояли, объясняли, население увидело, водители исполняют. Водитель объявляет остановки, в газете объявления были, телевидение подключили. Не нанимать же агентов, которые каждому пассажиру будут объяснять маршрут движения! В большей степени людей волнует стоимость проезда. Ремонт - дело временное, все это понимают. Пока человек сам не убедится, как автобус ходит по-новому, он информацию все равно не воспримет. Человек туда-сюда на работу съездит, и сам разберется, как и чего.

Виктор МУЩИНСКИЙ, председатель ассоциации перевозчиков Костаная:

- Информировать нужно: в газеты должны давать объявления, на телевидение. Ремонт и так виден. Если человек приехал из другого района, может пешком дойти до ближайшей остановки. Что ж, из-за него ремонт не делать? Наш 24 маршрут в этот раз пустили по более-менее хорошей дороге. Но когда, например, делали ремонт на ул. Мауленова, то приходилось объезжать по улицам Беды, Бородина. Этот маршрут страшнее атомной войны. Там пыль, грязь, ямы. Этого, конечно, никто не учитывает. Нам дают готовый график объезда, мы обязаны его соблюдать.

Павел ШЕВЧЕНКО, директор такси «Престиж»:

- Я считаю, людей должны предупреждать заранее об изменении маршрутов. Объявление в газете я видел, но там была только схема ремонта дорог, а по каким дорогам объезд - ни слова. У таксистов в связи с ремонтом тоже много проблем. Вот перекрыли Дощанова, а предупреждающего знака нет. Приходится либо возвращаться, чтобы завернуть налево, либо нарушать правила и уходить по правой полосе. Еще обычно знак «кирпич» ставят за несколько метров от места ремонта. Под него подъехать не может никто. А клиент заказал машину и заплатил деньги до конкретного адреса. Почему он должен еще два квартала идти пешком? Такси теряет и деньги, потому что маршрут из-за объездов увеличивается, и самих клиентов. А если бы график на руках бал заранее, мы могли бы хоть как-то скорректировать свое передвижение.

Римма БЕКТУРГАНОВА, депутат областного маслихата:

- Я считаю, власти должны согласовать с населением маршрут движения общественного транспорта в Костанае на период проведения ремонта дорог. Это можно сделать посредством опроса. Чиновник, который весь день работает в кабинете, с трудом может определить, каким образом должен двигаться общественный транспорт в городе. Опросив население, он будет знать, как лучше ему пустить автобусы в обход ремонтируемой улицы. Таким образом, властями будет учтено мнение большинства горожан, а люди испытают минимальные неудобства во время ремонта дорог из-за изменения движения маршрута автобуса. Помимо проведения опроса, местные власти также должны информировать население об изменении движения общественного транспорта.

Гульвира ЖУСУПОВА, юрист ОО «Общество по защите прав потребителей «Фемида+»:

- Безусловно, ежегодно осуществляемый ремонт дорог нашего города приносит массу неудобств для потребителей транспортных услуг. Любой потребитель в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» имеет право на гарантированный уровень потребления и надлежащее качество оказываемых услуг. Поэтому я считаю: власти на время ремонтных работ должны выплачивать определенную денежную компенсацию перевозчикам, для того чтобы они снизили стоимость проезда на городских маршрутах в этот период для пассажиров. Помимо этого, чиновники должны давать как можно больше информации потребителю об изменении маршрута общественного транспорта.