Николай ВОРОНИН: Полный ход!

«Парадокс - госактивы переходят в руки частника, но чиновничий аппарат растет»
23 октября 2016, 07:42 |  Мнения

В начале октября, в ходе пленарного заседания 13-го Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России, Нурсултан Назарбаев заявил, что у нас идет этап масштабной приватизации. Он также в присутствии президента РФ Владимира Путина призвал российских бизнесменов принять участие в этой приватизации. Пообещав, что они будут чувствовать себя как дома.

Распродажа страны набрала полный ход. Казахстанское правительство одним из главных антикризисных инструментов считает распродажу активов, то есть приватизацию. Глобальный тренд приватизации в конце 70-х годов прошлого века запустила Великобритания. При премьер-министре Маргарет Тэтчер одной из мер стимулирования экономики стала продажа госактивов частным владельцам. Но уже в середине 90-х годов Британия столкнулась с долгосрочными последствиями своего решения. Дело в том,что они провели слишком масштабную приватизацию, нередко занижая реальную стоимость своих активов. В британской экономике начался глубокий спад, а госактивов на продажу уже почти не осталось.

Неудачный опыт приватизации отмечен во многих странах. В Сингапуре с 1975-го по 1998 год 31 госкомпания была продана частному сектору, а в 2002 году исследования экономистов показали отсутствие каких-либо видимых изменений в их прибыльности и производительности. Одним из импульсов к приватизации стало желание избежать давления сильных профсоюзов в государственном секторе. Частные владельцы могли спокойно сокращать персонал, опускать зарплату и стандарты труда до «рыночного уровня».

Результаты приватизации далеко не так однозначны, чтобы считать эту меру абсолютной панацеей для экономики. В большей степени ее успех зависит от компетентности правительства. У нас политическая и экономическая элиты получают привилегии и ресурсы за лояльность к действующей власти через «прихватизацию» бывшей государственной собственности. Этим и обеспечивается стабильность существующей политической системы.

Наши чиновники постоянно говорят, что в европах высокие тарифы на воду, отопление и свет, и призывают нас равняться на Запад. Нередко слепое копирование и подражание доходит до абсурда. Но почему бы и в вопросе приватизации не обратить внимание на западный опыт?

Самое главное - что простой народ от приватизации ничего не имеет, а только теряет. Вот существовал «Костанайоблгаз». На смену пришел частный «Аймак». И понеслось. Дополнительно надо платить за обслуживание газовых плит и вентиляции. Срочно придумали температурный коэффициент.

Для бизнеса единственная и главная цель - прибыль. Я не понимаю цель приватизации в Казахстане. Говорят - чтобы разгрузить государство. Но ведь государству легче не становится, потому что у нас бизнес постоянно требует поддержки. Он предпочитает работать с государственными компаниями и участвовать в государственных тендерах.

Складывается странная ситуация. Государство не имеет права вмешиваться в дела бизнеса, но имеет право направлять в него миллиарды народных денег. И еще одна странность. Госактивы переходят в руки частника, однако чиновничий аппарат растет. Только в этом году создали три новых министерства. И это на шею народа, а не бизнеса. Так и живем.