Россия, Уй, какая была охота!

Вода в Уе возле ГРЭС не замерзает всю зиму

Николай СОЛОВЬЕВ

Впечатления фотокорреспондента «НГ» от вылазки клуба подвохов «Гарпун» в Троицк.

Эта поездка клубом подводных охотников «Гарпун» обсуждалась давно на форуме сайта любителей подводной охоты. Участники бурно обсуждали статьи о наших прошлых занырах, а узнав что готовится следующий выезд, многие из них составили нам компанию. Российская река манила. Хотя даже если бы нашли место где-нибудь здесь, поближе к Костанаю, желающих принять участие наверняка было бы не меньше.

Курс - на ГРЭС.

Собралось 11 человек, в том числе 9 подвохов. Два Ивана, Алексей, Валерий, Виталий, Юрий, Владимир, Андрей и я планировали занырнуть. Два Артема поехали за компанию.

Выехали вечером на трех машинах. Предстоял долгий путь, граница и поиск клевого места. Пересечение границы могло помешать всему приключению. Дело в том, что у каждого подвоха есть подводное ружье. От того, как к нему отнесутся пограничники, во многом зависел успех нашей поездки. В принципе, подводное ружье оружием не является, на суше оно совершенно бесполезно. Но кто его знает. К счастью, границу проехали без проблем.

Ориентируясь по GPS-навигатору, поплутали по сонному Троицку. Ира, как мы прозвали навигатор за бодрый женский  голосок, предлагала пересечь реку по мосту, которого в реальности не оказалось. Поэтому мост мы нашли сами. Впереди дымили трубы Троицкой ГРЭС - наш визуальный ориентир. Дело в том, что ГРЭС для охлаждения паровых турбин использует воду реки, после чего эта вода, нагревшись, возвращается обратно, впадая в реку Уй двумя теплыми каналами. Река в этом отрезке не замерзает всю зиму. В месте впадения канала в реку мы и решили занырнуть. Разведка по суше обнадежила: уже с поверхности в луче фонарика можно было разглядеть спинки подлещиков. Говорили, что здесь водятся белый амур, канальный сомик, есть карп, судак, щука. Азарт захватил всех, так что в гидрокостюмы буквально запрыгивали на 13-градусном морозе. Тело протестовало, но глаза требовали добычи.

Сотня подлещиков и пара судаков.

Разделились на три группы, благо, открытой воды было много, местами по берегу рос камыш, виднелось упавшее дерево, чуть дальше мост с лабиринтами свай. В этот раз я был во всеоружии - почти неделю самостоятельно изготавливал подводный фонарь из прожектора для бассейнов и блока питания от компьютерного бесперебойника. Фонарь оправдал ожидания, светил, как фара ближнего света, ослепляя встречных подвохов.

Рыбы действительно оказалось много, жаль, что она была не та, которую мы ожидали. Подлещик плавал десятками, свет фонаря как-будто завораживал его. Абсолютно безразличный к появлению подвохов, он даже не пытался скрыться. Его можно было брать, не стреляя из ружья, просто натыкать на гарпун, что некоторые и делали. К лещу быстро потеряли интерес. Попадался судак, но очень редко и не очень большой. Я проверил камыш - пусто.

Впервые увидел под водой зимующую лягушку, она тихонько лежала на дне, прикинувшись камнем, выдали ее только пальцы передних лапок. Хорошо, что мы не французы, а то лягушке, наверное, пришлось бы ехать с нами. Через два часа вышли на сушу, посчитали добычу: в нашей четверке на куканах было четыре судака, пара щучек, два десятка подлещиков. Андрей Перминов добыл канального сомика длиной чуть больше ладони. У этой рыбы в плавниках шипы, по незнанию Андрей проткнул ими 7-миллиметровые перчатки. У соседей была та же картина, только лещи в той стороне были покрупнее.

Второй заход - дневной.

Светало, на речку подтягивались местные рыбаки. От них мы узнали, что на втором канале, в нескольких километрах отсюда, «стопудово» водятся белый амур и канальный сомик. Мы, уже вымотанные дорогой и ночным нырянием, решили найти дорогу на клевое место. Загвоздка в том, что второй канал находится на приграничной территории, поэтому требовалось разрешение российских пограничников. В местной погранзаставе нас выслушали, но вежливо отправили обратно.

Общее решение - вернуться на прежнее место в правый канал, попробовать понырять на глубине, поискать рыбу в ямах. Одному из нас пришла в голову отличная мысль - переодеться на какой-нибудь автомойке. Так и сделали. Девчонки-автомойщицы, узнав, что бравые подвохи будут показывать им стриптиз, пустили нас в помещение бесплатно. К этому времени снаряжение в багажнике от холода стояло колом, поэтому обилие горячей воды было очень кстати. Переоделись с удовольствием, от предвкушения охоты усталость как рукой сняло.

Переоделись на автомойке - тепло и мокро.

Через час мы уже в воде. Обследовали канал, течение - как в хорошей горной речке. Вода такая теплая, что мне в 7-миллиметровом подводном костюме было комфортней, чем осенью в Тоболе. В речке от ночного обилия подлещиков не осталось и намека, изредка попадались, но  на самом краю видимости и на приличной скорости, я даже не успевал прицелиться. Хотя Виталий добыл парочку, обновив свое новое ружье «Таймень».

Днем охота на леща очень спортивна, каждая рыба зачетна. Валерий даже сплавал на тот берег, обследовав русло, но тщетно. В общем результат минимальный, хотя это не уменьшило удовольствия от охоты. Зимой главное - не трофеи, «смочить жабры» гораздо полезнее, чем, лежа на диване, смотреть по телевизору канал «Охота и рыбалка» и дивиться, как это Лагутин переодевается в гидрокостюм, стоя на снегу. Мы уже пробовали, знаем.

Валерий Шевцов взял "зачетного" судака.

Перед занырами председатель клуба «Гарпун» Владимир Радченко обьявил: кто добудет больше всего рыбы, тому достанется приз - гидромешок. Трофеи у нас получились почти одинаковыми, поэтому возник спор: что важнее - общий вес пойманной рыбы или вес самого крупного экземпляра. Тяжелее оказалась дружба, гидромешок получил в награду Иван Кисель, в этот день отметивший свой день рождения.

Возвращались ближе к вечеру, Троицк оставался позади, только трубы ГРЭС виделись еще с нашей, казахстанской, стороны. Подвохи тихонько дремали, прокручивая в голове сладкие моменты охоты, и надеясь, что через недельку-другую они сюда вернутся.

Улов нашей четверки. Болт - в довесок.

Фото Владимира РАДЧЕНКО, Андрея ПЕРМИНОВА.