О верхах или хорошо, или...

Ольга КОЛОКОЛОВА

...А давеча меня вызывали в КНБ. Ходила. Получила немного драйва, море ностальгических воспоминаний и некоторое недоумение. Все было иначе в прохладном, представительном здании по Гоголя, где в лохматых восьмидесятых на меня орали из четырех углов по всем правилам высокого допросного искусства, где в революционных девяностых чередовали ор солистов с большими звездочками на погонах с вкрадчивыми беседами «за жизнь», от которых появлялось желание плюнуть в припухшие глазки вербовщика с  горячим сердцем и холодными руками  (или наоборот?). В двухтысячных варианты с «а поговорить» плавно сошли на нет, крики прекратились. Казалось, надолго, надеялось, навсегда. И вот в 2010-м я  снова тут. И хотя разговаривать сейчас здесь, похоже, принято спокойнее, вежливее, деловитее, чем в достопамятные десятилетия, радости от такого визита нет. Потому что хоть розами его обсади, это здание, тянет из него проклятым 37-м, и все тут.

Тянет, замечу, тем сильнее, что сам повод визита в Департамент комитета национальной безопасности был тот еще, из застойных времен: газета написала «не то...».

«Не тем» оказалась публикация нашего постоянного автора Михаила Гришкова. Пенсионер написал в «НГ» от 17 июня, что не видит повода для того, чтобы давать гражданину Казахстана, пусть и президенту, привилегий больших, чем это позволяет закон.

Гришков позволил себе  усомниться в том, что длинный список достижений, к которым Казахстан пришел при нынешнем своем президенте, представляет собой нечто настолько особенное, что может поставить Назарбаева над законом.

И все - ни бранных, упаси боже, слов, ни оскорбительных высказываний. Нормальный материал на традиционной нашей полосе «Мнения», в которой общественно активный автор рассуждает на злобу дня. Такие сотнями выходят в российских, европейских и бог еще знает каких СМИ мира. И не влекут за собой ничего, кроме, возможно, полемики на страницах. Ибо закон любой цивилизованной страны позволяет ее гражданину иметь и высказывать свое мнение как об устройстве государства, так и о его публичных фигурах.

Аккурат в сторону этих цивилизованных государств Казахстан, громко выкрикивая речевки, и обещал двигаться. И вот  -  промежуточная цель на пути достигнута - мы председательствуем в ОБСЕ - куда ж еще демократичнее. И вдруг на этом мирном летнем фоне обнаруживаются неочевидные до сих пор процессы. Прокуратуры наши, районные и городские, оказывается, регулярно почитывают местную прессу, мониторя ее на предмет лояльности строю. А незаконными, судя по нашему конкретному случаю, они склонны считать все публикации, что выбиваются  за рамки общепринятого сейчас славословия. Видимо, мы дожились до памятных еще старикам времен, когда отсутствие восхваления уже почиталось преступлением. И каралось по всей строгости беззаконного времени.

Итак, стойкое дежавю на фоне лета: идет доследственная проверка, статья Гришкова - в столицах, на лингвистической экспертизе, которая, очевидно, и должна определить, обидел ли президента пенсионер Гришков. А я вспоминаю лицо чиновника областного уровня, который, с полгодика как заботливо отведя меня в сторону, объяснял, про кого писать можно, а про кого ну никак нельзя. Иначе, мол, такие проблемы будут...

Безрадостное предположение: вслед за  фигурой главы государства абсолютно некритикуемыми станут и его представители