Воспитание чувств

Галина КАТКОВА

Матери инвалидов учатся сами реабилитировать своих детей

Это происходило в рамках проекта «Особый ребенок» общественного объединения «Радуга». Здесь 8 месяцев одна из мам, Наталья КОЗЕНКО, вела для родителей и детей занятия по методике сенсорной активизации. Термин означает возбуждение чувств («сенс» и переводится как «чувство») и таким образом стимуляцию мозговой активности. Это важно для инвалидов, у которых, как правило, закрыт или деформирован хотя бы один из каналов получения информации. А недополучая ее, мозг деградирует, и человек делает и значит в жизни меньше, чем мог бы. 

В мире это давно доказано и используется. Пособие по сенсорной интеграции, которое стало настольной книгой Козенко, было издано в Америке в 1979 году, а на русском языке вышло лишь в 2009-м. На занятиях у Натальи дети и их мамы делали простые, порой забавные и очень нужные им вещи. Лазили по импровизированным туннелям, избавляясь от страхов, окрашивали воду, опускали ноги в тазы с крупой. Оказывается, ощущение зерен босой ногой стимулирует память. 

- Сегодня мы уже можем сказать, что имеем положительный опыт по сенсорному развитию детей с диагнозом «аутизм». Методики также дают хорошие результаты у детей с задержкой психомоторного развития, инвалидов по зрению, - рассказывала Наталья на общественных слушаниях, которые организовала «Радуга».

Слушания устроили потому, что считают свой подход альтернативой государственной социальной реабилитации, главный недостаток которой в том, что она слишком мало учитывает индивидуальные особенности ребенка, его диагноз. Сейчас специалистов по сенсорной интеграции не хватает, сенсорных комнат со специальным оборудованием - тоже... При этом есть результаты у энтузиастов-самоучек. И есть задача продвинуть их опыт так, чтобы он помогал наибольшему числу нуждающихся. В «Радуге» считают, что это необходимо учесть в государственных программах поддержки инвалидов. Как их можно обновить, дополнить, записано в резолюции слушаний, подготовленной для органов исполнительной власти.