Евгений ШИБАРШИН: «В вопросе о местном самоуправлении нам больше нравится не результат, а движение»

«На введение самоуправления Польше понадобилось 8 лет, Казахстану - 22 года»
17 октября 2012, 12:33 |  Общество

"Наша Газета". Вице-министр экономического развития и торговли Марат КУСАИНОВ представил мажилису проект Концепции развития местного самоуправления. Его реализация рассчитана на два этапа: 2012-2016 и 2017-2020 годы. Принципиальной новизной данного документа стало предоставление акимам сел, поселков и городов районного значения права формировать собственные доходные источники.

- Акимы нижнего уровня не имеют самостоятельного бюджета, но являются администраторами 15 бюджетных программ в составе бюджета района, - отметил Кусаинов. - На сегодня в рамках этих бюджетных программ выделяется 94 млрд тенге именно на села, на их расходы. Предлагается, не меняя действующую схему финансирования, расширить финансовую самостоятельность нижних уровней.

Глава этого ведомства Кайрат КЕЛИМБЕТОВ, выступая на круглом столе, посвященном вопросам среднесрочной экономической политики Казахстана, сообщил, что правительство начнет финансировать местное самоуправление уже с 2012 года. Пока выделят 1 млрд тенге.

- В 2013 году - 14 млрд тенге, в 2014 году - 15 млрд, и в целом в пятилетний период выйти на достаточно солидные деньги, где мы будем прямо предусматривать программы соответствующие в бюджетах областей и районов, чтобы непосредственно эти средства доставлялись акиму сельского округа для решения программ местного значения, - добавил Келимбетов.

Насколько «достаточно солидны» обещанные деньги, покажут результаты их освоения. Сельским акимам особенно обольщаться не нужно. Поскольку эти деньги будут идти по специальным программам, то не факт, что дойдут до каждого населенного пункта. 

Остается одно – уповать на использование «права формировать собственные доходные источники». Но здесь тоже сильно не разгонишься. В качестве источников Кусаинов назвал добровольные сборы членов местного сообщества, благотворительные спонсорские взносы, доходы от оказания платных услуг, штрафы за нарушение правил благоустройства и торговлю в неустановленных местах.

Что касается благотворительности, то за счет средств сельских ТОО и КХ и сейчас делается много. Но много ли получишь средств от платных услуг и штрафов? Более того, штрафы могут стать инструментом давления на местных предпринимателей. Сдержать ретивость акимов может их реальная подконтрольность населению, которую дают выборы местной исполнительной власти. Но по данной концепции выборность будет введена не раньше 2017 года. Да к тому же, по словам Кусаинова, может быть два варианта: выборы населением или депутатами районных маслихатов. Окончательного решения пока нет.

Проблема финансирования сельских округов обсуждалась много раз. Главы поселковых администраций в качестве надежных источников называли налоги. Например, на имущество и земельные участки, находящиеся на территории местного сообщества, как это сделано в Польше. Правительство Казахстана по этому пути идти пока не хочет.

В Польше самоуправление начали вводить в 1990 году, закончили в 1998-м. У нас в 1998-м о нем заговорили, а получить его в более-менее завершенном виде ожидают только к 2020 году. Похоже, нам больше нравится не результат, а движение. Не догоним, так хотя бы согреемся.