Анатолий ТИХАНОВСКИЙ: «Появятся ли в Казахстане свои рантье?»

«В ходе дискуссии выяснилось, что народ не доверяет этому новшеству - народному IРО - в принципе»
1 июня 2012, 08:58 |  Общество

"Наша Газета". В Костанайской области прошла презентация нового варианта массовой приватизации по-казахстански - народного IРО. Провели ее представители Национального банка РК, ФНБ «Самрук-Казына» и Министерства экономики РК. Костанайцев попытались убедить в том, что на это раз, в отличие от недоброй памяти ПИКов 90-х годов, все продумано, все без обмана.

Что каждый гражданин страны действительно может стать, пусть миноритарным, то есть совсем маленьким, но все же реальным акционером крупнейших казахстанских компаний: нефтяных, газовых, авиационных, железнодорожных, телефонных. А через некоторое время - получать прибыль от своих вкладов.

Национальные компании обязаны будут разместить на бирже от 5% до 15% своих акций. Первыми, осенью 2012 года, на рынок ценных бумаг будут выброшены акции нефтяной национальной компании. Агитаторы нового вида приватизации привели в пример подобные мероприятия, проведенные в США, Германии, Польше и Малайзии. Последняя - как особенно показательный пример быстрого роста экономики и благополучия населения. Как подытожили представители заинтересованных ведомств, если народ не будет покупать акции, то их скупят пенсионные фонды РК, которым, как оказалось, деньги вкладчиков некуда девать.

В ходе дискуссии выяснилось, что народ не доверяет этому новшеству в принципе - живы еще недобрые воспоминания о приватизационных инвестиционных купонах (ПИКах), которые тоже как бы являлись частичкой общего государственного имущества. Купон - это, конечно, не совсем акция, но смысл в обоих видах приватизации один и тот же. Очень не понравился пример с Германией 30-х годов прошлого века. Ведь тогда все делалось вовсе не для блага народа, а для реванша за поражение в Первой мировой войне. Не понравился пример с КЕГОКом - якобы, весьма прибыльной энергопередающей компанией. Ведь по всему видно, что рост прибыльности этой компании обеспечиваетсяростом тарифов, а вовсе не умением работать на современном уровне и новыми технологиями. К тому же вынашиваются планы ввести новый инвестиционный энергетический налог для строительства новых электростанций.

Неизвестны цены акций, а это существенно. Они могут колебаться от нескольких сотен тенге до нескольких тысяч, а это весьма существенный разбег. Мало кто имеет понятие, как это – играть на бирже, иметь дело с биржевыми брокерами, еще меньше тех, кому ясен сам процесс предполагаемой приватизации. К тому же выяснилось, что сами компании вовсе не в восторге от того, что их принудительно заставляют выбросить на рынок свои акции. Ни одно акционерное общество в принципе не заинтересованно в том, чтобы разбрасываться своими обязательствами. А если это так, то они сделают все, чтобы никто случайный их не скупил или, в крайнем случае, чтобы эти акции почти ничего не стоили и никто ничего по ним получить не смог.

Но каждый будет этот вопрос решать сам для себя. Может быть, кто-то и рискнет вложить свои деньги в акции казахстанских компаний, в надежде, что если не сам, то его дети и внук получат прибыть. Может быть и у нас со временем появятся казахстанские рантье. Может быть…