Аркадий ДЕНИСОВ: «Именно невыученные уроки прошлого порождают Шанырак, Бакай, Жанаозен»

«Все, кто представляют какую-либо угрозу режиму, попадают под карательный пресс»
29 мая 2012, 09:25 |  Общество

"Наша Газета". 31 мая в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий, учрежденный Указом президента РК в 1997 году. В этот день повсеместно проходят митинги, на которых звучат правильные (с точки зрения власти) слова, даются оценки нашему общему прошлому, горькому и поучительному. Можно не сомневаться, все акции будут санкционированы, ведь заявки поступили от подконтрольных власти общественных организаций. Некоторые из них возглавляют бывшие высокопоставленные чины КГБ, по идее разделяющие ответственность за  действия главной карающей организации СССР. Хотя народная молва утверждает, что бывших чекистов не бывает.

37-й год занозой сидит в памяти моего поколения, потерявшего многих родственников в этой кровавой мельнице. Но именно тот факт, что мы соприкасались с живыми свидетелями тех событий, дает нам право на собственную оценку трагедии. Кольцо врагов в лице ведущих государств мира, люди внутри страны, не принявшие советскую власть, колоссальная сеть вражеской агентуры и диверсантов, засланных извне и стремившихся любыми средствами затормозить и сорвать планы построения социализма - все эти обстоятельства вынуждали руководство СССР прибегать к репрессиям. И здесь не обошлось без перегибов, развития стукачества и сведения личных счетов. К сожалению, и здесь верна поговорка «Лес рубят - щепки летят». И «щепок» оказалось выше меры...

Тотальные репрессии нельзя оправдать, но их хотя бы отчасти можно понять: шла борьба двух политических систем, борьба не на жизнь, а на смерть. И карательные меры принимались не в интересах какой-то личности, а для защиты и сохранения страны.

А что мы видим сегодня? Репрессии в стране присутствуют с тех пор, как после многочисленных изменений Конституции РК в РК утвердился режим личной власти. И все, кто представляют какую-либо угрозу режиму, попадают под карательный пресс. В этом списке Акежан Кажегильдин, объявивший в 1998 году о своем намерении баллотироваться в президенты, Заманбек Нуркадилов и Алтынбек Сарсенбаев, Галымжан Жаниянов, Толен Тохтасынов, Рашид Нугманов и многие другие самостоятельно мыслящие политики. Сегодня, как говорится, «иных уж нет, а те далече». Критика власти в нашем демократическом государстве по-прежнему толкуется как антигосударственная деятельность. Поэтому и профессия журналиста в Казахстане стала одной из самых опасных.

Уроки истории, особенно ее трагические страницы, необходимо изучать без всякого конъюнктурного ангажемента. Иначе мы просто обречены на повторение трагедий, пусть пока не в таких больших масштабах. Именно невыученные уроки прошлого порождают Шанырак, Бакай, Жанаозен. Да и недавняя стрельба в Житикаре, на мой взгляд, тоже является отголоском тоталитаризма, от которого мы вроде бы публично открестились на заре независимости. Выходит, открестились на словах. И самое печальное - это ощущение, что все репрессии в Казахстане осуществляются не в интересах государства, а для упрочения власти одного человека. Почувствуйте разницу.