В июне в парках и скверах Костаная появятся первые скульптуры, созданные местными авторами

Сейчас посмотреть на то, как рождаются скульптуры, можно в районе городского пляжа

Галина КАТКОВА

27 мая 2012, 09:43 |  Культура

"Наша Газета". Мастерская под открытым небом расположилась на берегу Тобола - сквозь зелень тополей издалека просвечивают большие бело-розовые «кубики», штук двадцать. Одни стоят на поляне пока совершенно нетронутые. Другие уже обрели узнаваемые формы: льва, лежащего человека.

Записки «Книжнику»

Идея украсить Костанай уличными скульптурами принадлежит городским властям. Еще месяц назад «НГ» о ней рассказывал заместитель акима областного центра Асан НУРГАЗИНОВ. К тому времени уже было известно, что семерым нашим художникам идея понравилась, и где-то на берегах Каспия уже подбирают для них материал. Собирались привезти известняковые глыбы, но остановились на ракушечнике.

Известный костанайский художник Сергей ЛУГОВОЙ из своей глыбы режет композицию, которая называется «Книжник». Когда мы приезжали посмотреть на работу, до финала еще было далеко, но мысль Лугового уже обретала форму. Кстати, очень интересно наблюдать , как из плена каменного прямоугольника освобождаются таящиеся в нем прихотливые, сложные, кружевные образы. В нижней части скульптуры Лугового уже проступили и контуры заповедного города, и фрагмент дерева с шершавой корой, и кот, лапой открывающий дверь, и страницы книги. Венчать композицию будет человек, который Сергею – в отличие от нас – в слепом , только слегка обработанном куске ракушечника тоже уже виден. Одной рукой, говорит художник, он будет перелистывать страницы книги, другой держать свою длинную бороду. Какую книгу? Здесь полный простор для размышлений. Для одних, это, возможно, Книга бытия. Для других – Книга мечтаний, желаний.

Луговой работает без эскизов, импровизирует, полагаясь на собственную фантазию и то, что подсказывает фактура материала. Разные этапы работы старается фотографировать.

- Большие массы выпиливаю «болгаркой», еще в ход идет топор, более тонкие вещи выбираю скарпелью, - говорит художник и демонстрирует свой инструмент.

В наборе, кроме топора, еще небольшая кувалда. А скарпель – это такой металлический стержень, который заканчивается остро заточенной лопаточкой. Иногда с зубцами, тогда оставляет после себя плоскость с тонкими бороздками.

Где будет в городе стоять эта его работа, Сергей Дмитриевич точно не знает.

- Наверно, где-то среди зелени, - предполагает Луговой. - Там должно быть неплохо. Вообще парковая скульптура не требует пафоса. Она для другого предназначена, настроение создает. Когда-то я с коллегами проводил перформансы, и мне с тех пор нравится сам подход . Я бывал в Израиле, в Иерусалиме, подходил к знаменитой Стене плача, вы же знаете: там в самых узких каменных швах люди умудряются оставлять записочки о самом важном для них. Но если пафос снизить… У меня в скульптуре будет несколько таких углубленных бороздок, куда вполне могут поместиться записки. Может, люди захотят так пообщаться друг с другом или просто написать о своей мечте.

Отдохнете с «байчиком»

Другого костанайского художника Александра ЗАХАРЧЕНКОВА мы едва разглядели за завесой тонкой меловой пыли. Гудела пила, хрустели под ногами обломки, а лежащий на поляне человек в казахской шапке становился все живее и лукавее. И все больше походил на свой миниатюрный оригинал.

- Для начала я его вылепил из пластилина. Официально моя работа называется «Отдых». Но я этого парня про себя называю «байчик», - сняв медицинскую маску с лица и отряхнув запорошенные волосы, представил своего персонажа Захарченков.

Парень – даже в незавершенном виде – редкий симпатяга. Лежит, подставив сытое брюшко и круглое добродушное лицо солнцу, так вольготно, что хочется прямо посреди рабочего дня повалиться рядом, и ну их к черту все неотложные дела.

- Отшлифую ему лицо и руки, фактура всего остального будет более шероховатой. Еще предстоит сделать глубокую пропитку и покрыть акриловым лаком, - рассказывает о завтрашнем дне «байчика» Захарченков. – Место ему, конечно, в парке, на травке. Насколько нам известно, эти скульптуры будут располагать в Центральном сквере, в районе КСК – там, где будут строить Дворец бракосочетаний и оформлять парковую зону, и в сквере, который расположен напротив городского акимата.

«Отдых» - только первая из серии работ, которые планирует выполнить Александр Захарченков. После «байчика» придет черед борцов, стоящих в характерной для казах куреси позе. А еще Александр Васильевич хочет сделать кошку, была у него любимица – грациозная, черная, вот в память о ней. Так что работы на целое лето. Тяжелой работы. У Захарченкова уже две «болгарки» сгорели. Ракушечник , поясняет он, имеет особенности в обработке: не очень твердый, но вязкий камень.

Еще заявлены другими авторами «Арлекин», «Старец», «Лев», «Кобыз», «Материнство». Целую серию работ в своей мастерской готовит скульптор Баян Баталова.

В июне первые скульптуры должны появиться в парках и скверах Костаная. А если кому-то интересно увидеть, как они рождаются, можно приехать и посмотреть – площадка в районе городского пляжа, за рестораном «Бамбук».