Евгений ШИБАРШИН: «Почему дочь президента Казахстана озаботилась борьбой с коррупцией?»

"Ситуация такова, что выправить положение может только реальная политическая конкуренция"
23 мая 2012, 14:00 |  Общество

"Наша Газета". О путях преодоления коррупции в Казахстане говорится много. Что-то даже делается. Однако ситуация радикально не меняется. В чем дело? Ответ на этот вопрос ищут многие эксперты. Свое слово решила сказать и депутат мажилиса Парламента РК Дарига НАЗАРБАЕВА. 15 мая «Казахстанская правда» опубликовала ее статью, в которой  предлагаются рецепты оздоровления казахстанского общества.

Красивые слова

В целом статья представляет собой попытку пропаганды последнего Послания главы государства, поэтому ее автор выступает в должности председателя комитета мажилиса по социально-культурному развитию. Пока Дарига Нурсултановна рассуждает о необходимости принятия «казахстанского стандарта качества жизни» и других вопросах «оптимального баланса между экономическими успехами и обеспечением общественных благ», о том, что она дочь президента страны, не вспоминаешь. Но стоит ей перейти к коррупции в госаппарате, невольно начинаешь думать о природе ее личного успеха в бизнесе и политике.

Как бы это не звучало парадоксально, но законодательство Казахстана, защищающее Лидера нации и его семью, не позволяет получить информацию о доходах этих людей, а значит, вместо ответа на вопрос о возможной их личной причастности к злоупотреблениям властью в корыстных интересах мы будем слышать только чьи-то домыслы. Потому к размышлениям старшей дочери главы государства на тему коррупции невольно испытываешь особый интерес: вдруг она скажет что-то такое, чего не знают другие.

- Искушение велико, - пишет дочь президента. - Ведь не секрет, что государственная служба рассматривается и пожилыми, и молодыми как самый надежный инструмент получения сверхдоходов в сравнительно короткие сроки. Это, пожалуй, единственный вопрос, в котором отсутствует «конфликт поколений». И, по большому счету, про таких чиновников-предпринимателей все и всем давно известно. Может, надо действовать в этом направлении более системно и тотально, а не избирательно?

И далее – в том же духе:

- Коррупция – болезнь хроническая. Многолетняя привычка обходить законы, уходить от ответственности, обогащаться за чужой счет – ее симптомы. Поражен весь государственный организм. Значит, и надо лечить эту опасную болезнь всему обществу. Борьба с коррупцией без нашей активной поддержки и активного участия со стороны общества превратится в очередную кампанейщину, не даст ожидаемого эффекта.
Что же нам предлагают?  Ничего нового. Обычный «джентльменский набор» чиновника, озабоченного заданием «сверху» выполнить план по борьбе с коррупцией. Тут и декларирование доходов и расходов госслужащих, и запрет занимать государственные должности уличенных во взяточничестве, и, конечно же, Комплексная антикоррупционная программа. Без слова «программа» у нас дела теперь не делаются.

Красивых слов в этой статье много. Нет только глубокого анализа причин возникновения ямы, в которой мы оказались после разрушения прежнего общественно-политического строя. Без этого невозможно выработать эффективный инструмент выправления положения. Дело в том, что у нас привыкли ссылаться на то, что коррупция есть и в развитых странах. Дескать, придет время - и мы тоже с ней справимся. Но при этом забываем, что хотя природа этого явления и имеет общие генетические корни, но чертополох в Казахстане вырос на другой почве.

Где вырос «чертополох»?

Об этом год назад рассказал президент фонда «Гражданская активность» Муратбек КЕТЕБАЕВ, выступая в Брюсселе на конференции «Средняя Азия: как предотвратить коррупцию и борьба с ней».

- В нашей стране неизбежный и необходимый переход к рыночным отношениям запустил механизм первоначального накопления капитала, - заявил политолог. - В первую очередь, процесс передачи общегосударственной собственности в собственность немногих. И поскольку этот процесс проводился сверху, в кратчайшие сроки, в молодой стране, где опыт разделения ветвей власти, демократия как политический навык, гражданское общество как таковое отсутствовали в принципе, то он неизбежно приобрел коррупционный характер.

По оценке Кетебаева, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев – «человек, который несет политическую и моральную ответственность за то, что коррупция у нас так распространена и неистребима».

- Но вместе с тем я понимаю, что иного, некоррупционного способа передачи общегосударственной собственности в руки немногих просто не существовало, поскольку сама задача предполагала злоупотребление властью, - продолжил политолог. - И логично, что в этих условиях Назарбаев и его приближенные предпочитали злоупотреблять ею в своих, а не чужих интересах.

По поводу отсутствия альтернативы реформирования экономики Казахстана с Кетебаевым можно было бы поспорить. Но то, что в начале 90-х годов в нашей республике действительно не было четкого понимания, куда вести страну, и тем более не было политической силы, которая взяла бы на себя ответственность, это действительно факт.

Сейчас ситуация такова, что выправить положение может только реальная политическая конкуренция, в ходе которой одна политическая сила будет критиковать другую за коррупционность и на этой волне идти к власти. Но проблема в том, что власть имущие за счет своего положения обрели собственность, поэтому потеря власти для них равнозначна потере имущества. Вот в Казахстане и придерживаются концепции «управляемой демократии», которая создает условия для наличия «системной оппозиции», не угрожающей теперешней властной группировке. Как долго это будет продолжаться, сказать сложно. Одно ясно – коррупция в таких условиях будет постоянно воспроизводиться, а планы борьбы с коррупцией так и останутся благими пожеланиями.