Евгений ШИБАРШИН: «Нефтяное «проклятие» делает непредсказуемым даже ближайшее будущее Казахстана»

«Зависимость бюджета Казахстана от продажи нефти увеличилась»
23 мая 2012, 08:54 |  Общество

"Наша Газета". Реальные доходы бюджета РК в 2011 году оказались на 511,7 млрд тенге выше запланированных – этой цифре можно было бы порадоваться. Если б председатель Счетного комитета Омархан ОКСИКБАЕВ, недавно презентовавший Парламенту заключение по отчету правительства об исполнении главного финплана прошлого года, не назвал и другие.

Оказывается, исполнение республиканского бюджета складывалось в условиях усиления сырьевой направленности экономики: нефтегазовый сектор в ВВП увеличился с 22,6% в 2010 году до 24,6% в 2011-м, а доля доходов, поступивших от сырьевого сектора, выросла с 56,7% до 60,1%.

Какая, дескать, разница, откуда в госказну текут деньги: со счетов отечественного бизнеса, пытающегося впрыском инноваций форсировано догнать техническую цивилизацию, или от хозяев нефтяных качалок, поймавших птицу удачи на рынке природного сырья? Но в том-то и дело: если развитие отечественного производства, направленного на удовлетворение спроса внутреннего рынка, подтягивает за собой все секторы экономики и по этой причине позволяет прогнозировать ее спады и подъемы, то вхождение в глобальные экономические связи экспортом нефти даже ближайшее будущее страны делает непредсказуемым. Казахстан пока идет по второму пути, что заставляет планировать республиканский бюджет с учетом мировых цен на «черное золото».

Эта нефтяная «карма» лежит и на местных бюджетах. По данным Счетного комитета, в прошлом году доходы местных бюджетов на 61% состояли из трансфертов. Тогда о каком экономическом прогнозировании вообще можно говорить? В таких условиях бюджет, как важный инструмент финансовой политики, утрачивает роль регулятора экономических отношений. Мало того, что государству очень сложно выстраивать взвешенную социальную политику, но развращенность «халявными» доходами от высоких цен на природное сырье подрывает систему администрирования сбора налогов и создает условия для растранжиривания бюджетных средства. 

Примеров для таких выводов руководитель Счетного комитета привел более чем достаточно. Чего только стоят затраты на ремонт и реконструкцию спортивных сооружений для проведения 7-х зимних Азиатских игр 2011 года. Вместо запланированных 30,5 млрд тенге израсходовали 132,3 млрд. Причем импортное оборудование завозили по цене в 2-5 раз дороже, к тому же часть его, на сумму 10,3 млрд тенге, используют не по прямому назначению. К тому же 5 ремонтируемых объектов из 7-ми на момент проверки не были еще введены в эксплуатацию. А всего Счетный комитет своими проверками исполнению бюджета 2011 года выявил нарушения на общую сумму 272 млрд тенге. Кого за это наказали, пока не известно, но о том, что Азиатские игры Казахстан провел на «высшем организационном и техническом уровне», пропагандистского шума было много.

Так что на «понтовые» проекты деньги в Казахстане льются рекой. Зато из средств на целевые программы, призванные реально улучшить жизнь казахстанцев, 43,2 млрд тенге оказались не освоенными.

Можно ли что-то изменить в лучшую сторону? С такой громоздкой конструкцией управления государством - навряд ли. В ней всегда найдется щель, через которую бюджетные нефтедоллары кому-то будут «сливаться».