Александр ОЛЕЙНИК: Переименовать или оставить? Память против идеологии
Многие улицы Рудного все еще носят имена палачей, вымышленных героев и дат госпереворота. Мы привыкли к ним, называем их своими. Не пора ли отличить память от идеологии, отдавая честь тем, кто имеет реальное значение для развивающегося государства?
Я родился в Рудном, но вырос не здесь. Меня увезли из города ещё до того, как я научился мыслить или отождествлять себя с этим местом. Вернулся почти тридцатилетним. Для меня названия улиц не несут «тёплые детские воспоминания». Зато я остро чувствую, что стоит за тем или иным именем, и какую память оно формирует.

В своё время я занимался историческими исследованиями в рамках получения образования. Это позволило увидеть боль людей, пострадавших от «национальных героев» или идеологических вдохновителей, чьи имена до сих пор украшают улицы. Мой любимый Казахстан в прошлом превратили в тюрьму, в место ссылки для репрессированных. Прикасаясь к документам прошлого, слушая рассказы людей о судьбе и причинах их переселения, я смотрю на историю без розовых очков. Ведь сюда приезжали не только юноши и девушки, вдохновлённые «большой стройкой» или освоением целины. Тысячи людей были лишены домов, своей родины, оказавшись в чужой стране, навсегда ставшей их домом.
Время от времени в обществе возникает волна обсуждений связанных с инициативой переименования улиц города. Скажу сразу – речь не идет о переименовании всех асболютно улиц и замене русскоязычного названия на казахскоязычное. Я бы сказал так: в рамках государственной политики о декоммунизации.
Государственная политика декоммунизации в Казахстане сегодня обретает конкретные формы именно через ономастику - переименование улиц, городов и других объектов с «идеологически устаревшими» советскими именами. Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно подчеркивал, что «в названиях городов и улиц должна отражаться сама история нашего народа», и призвал «остановиться и более разборчиво подойти к увековечиванию памяти деятелей прошлого».
В 2023 году заместитель премьер-министра Алтай Кульгинов заявил, что в Казахстане по Дорожной карте на 2022-2025 годы будет изменено примерно 3 000 “идеологически устаревших” названий улиц и населённых пунктов. А Токаев публично заявил, что необходимо “прекратить практику присвоения объектов (улиц, учебных заведений и др.) имен деятелей советского периода, биографии которых мифологизируются”.
В Рудном очередные общественные слушания по поводу переименования улиц. В СМИ – череда мнений. За или Против. В основном против. Почему?
Например, русскоязычные жители видят в переименовании угрозу: «Казахстан перестаёт быть нашим домом». Но если присмотреться к истории, Казахстан стал домом также для чеченцев, корейцев, греков, немцев ссыльных. Однако в Рудном я не встречал улиц, посвященных героям той или иной национальной идентичности. У нас есть имена поэтов, писателей, композиторов. Но вместе с ними мы тщательно оберегаем и память о убийцах и палачах времен «красного террора». Для чего? Имена улиц должны отражать не насилие или идеологическую слепоту, а реальный вклад людей в жизнь города и общества.
Мы привыкли к улицам, которые вроде бы «свои», потому что выросли на них. Мне это напоминает роман Эммы Донахью «Комната»: мальчик Джек считает своё заточение своим миром, пока не сталкивается с внешней реальностью. После освобождения ему предстоял долгий путь социализации. Для нас, выросших в «комнате советской идеологии», знакомые названия и привычные имена создают иллюзию «домашнего пространства», хотя за табличкой может скрываться часть чужой истории, насилия и идеологического контроля. Чья-то боль.
Моему другу чуть за 30, он против переименования. Говорит: «Я вырос на этих улицах, у меня с ними связаны тёплые воспоминания». Я спросил его: "А что значат эти названия и имена?" Он не знает. Я, говорит, не сильно разбираюсь в политике и географии. Он, как и многие другие, просто вырос в «комнате», где идеология важнее реальной истории. Большинство из них даже не разберёт составное слово «комсомол» или не ответит, кто такой Ленин или Дзержинский.
В городских пабликах наиболее частый аргумент против звучит так: "Постройте свои улицы и называйте их как хотите!" Звучит разумно. Но...
Раз уж вышли на Дзержинского. Названия улицы вроде Феликса Дзержинского - основателя ВЧК, органа репрессий - не память о строителе города! Его имя - это подпись под приговором тысячам людей.
Или, к примеру, даты: «50 лет Октября», «40 лет Октября» — вехи, отсчитывающие время с начала госпереворота и начала репрессивной системы. Они не учат истории, а закрепляют привычку к идеологической слепоте.
Меня уже и так называют провокатором. Но я хочу просто поделиться мнением. Да простят меня мои читатели. Улицы, которые носят имена вымышленных героев: Павел Корчагин, Лизы Чайкиной, Молодой Гвардии. Знаю, знаю вы сейчас броситесь доказывать, что все это правда, и они настоящие. Или даже не важно, настоящие они или нет. Важно, какой след они оставили в идеологическом воспитании общества. Вот именно след. Они продолжают воспитывать привязанность к чужой идеологии, переставшей быть актуальной уже более 30 лет. Они не привязывают нашу память к реальном людям, построившим город.
Люди говорят: "Эти названия - наша история". Но история - это люди, строившие город, или лечившие людей, живущих в нем. Как, например, М. Ф. Сандригайло (первый директор комбината, реально участвовавший в строительстве города и развитии промышленности) или Амангельды Жантемиров, известный врач-отоларинголог, проработавший всю жизнь в городе. Историческая память - это не персонажи книг или палачи репрессивных органов.
Во всей мировой истории есть примеры, когда завоеватели, новые режимы или империи сменяли названия городов, улиц и даже людей. Это естественная часть процесса установления власти и символического контроля. Казахстанский опыт - часть такой истории, но сейчас речь идёт о переосмыслении и очищении публичного пространства от идеологической нагрузки, а не о полном отрицании прошлого.
Часто сопротивление вызвано инерцией и прагматизмом. Да, улицы были построены при Советском Союзе, но теперь мы живём в другом государстве. И мы не можем строить будущее, опираясь только на имена прошлого, особенно тех, кто не имеет отношения к Казахстану или даже связан с тяжелыми периодами нашей истории. Напомню, речь идёт не о переименовании всех русских названий (пока), а только об улицах с ярко выраженным советским идеологическим смыслом, символами репрессий, госпереворотов и идеологической пропаганды. Есть люди, чьи имена действительно символизируют заботу, созидание, реальный вклад в жизнь города. А также люди, которые внесли значительный вклад и в культурное развитие города, страны, национальной идентичности.
Именно такие люди заслуживают места в ономастике Рудного. Их память - реальная, а не идеологическая.
Многие жители привыкли чувствовать себя дома не в Казахстане, а в советской культурной памяти. Но сегодня наш общий дом - уже не СССР, а Казахстан, у которого есть своя история, язык и свои герои. И казахи, и русские десятилетиями жили в системе, где знание казахского языка не требовалось, а национальная идентичность тщательно вычищалась. Сегодня мы вместе выходим из этой системы. И это требует времени, уважения – и новых, объединяющих идей и имен.
Сегодняшний конфликт вокруг названий не является конфликтом этносов. Это конфликт двух типов памяти: тех, кто формировался в советской идеологической матрице, и тех, кто вырос уже в независимом Казахстане. Для одних ‘Комсомольский проспект’ - личная биография. Для других - пустой звук. Мы говорим: Казахстан - наш общий дом. Но чтобы дом был общим, он должен стоять на местной земле и на местной истории. Нельзя просто прийти со своими порядками и своей идеологией, с именами своих героев и требовать их равного чествования. Когда обсуждаем новые названия, важно различать имена палачей и идеологов от имён созидателей и героев реальной жизни. Рудный может сохранить память, но память должна быть честной. Она не может почитать тех, кто расстреливал, цензурировал, насаждал страх. Она должна говорить о людях, благодаря которым город стал городом, а жизнь - жизнью.
Переименование - это шаг не против истории, а за правду, за память, за город, в котором хочется жить.
Наша задача - не потерять личные воспоминания старшего поколения, но и не заставлять молодое поколение жить в чужих идеологических слоганах. Наши улицы - это учебники истории под открытым небом. И мы решаем, чему будут учиться наши дети. СССР закончился. Имена Ленина и Комсомола больше не часть будущего. Мы должны уважать память старшего поколения, но не обязаны идеологически жить в их молодости.
Вместе изменим жизнь к лучшему.
Последние новости




