Юрий БОНДАРЕНКО: Что такое вдохновение?

24 октября 2025, 15:16 |  Мнения

17 октября в картинной галерее состоялась встреча с художником Вадимом Быковым. Об открытии выставки его работ «НГ» уже писала. Но встречи с художниками - это совсем иное, то дополнение к творчеству, которое делает это творчество более живым и близким для нас.

И мне кажется совершенно замечательным, что такие встречи практикуются в Костанае уже не первый год.. Многим памятны встречи с легендой нашего искусства Георгием Соковым; нашим земляком, заслуженным артистом РФ Валерием Захарьевым, стремившимся выразительно сочетать изобразительное искусство и поэтическое слово. Да и не только с ними.

Встреча с Быковым прошла на фоне его выставки, явив своеобразный симбиоз Изображения и Слова. Я сам люблю такие встречи за их тепло и своеобразный интим, лишенный пафоса и позы. Сколько мелких, но выразительных деталей рассыпают перед нами такие негромкие беседы, на которых о немалом говорится и полушутя — полусерьезно.

Вот история из школьной жизни, когда еще мальчишкой Вадим нарисовал на парте русалку. Закончивший урок учитель биологии заметил ее выходя из класса. И что же? Вместо громов и молний: «А ты не нарисовал ли бы мне такую же?» А почему бы и нет? И с тех пор с биологией пошло все как по маслу. Умение владеть карандашом помогало Вадиму, как и многим художникам, с которыми мне доводилось беседовать, и во время армейской службы.

Впрочем, что такое художник? Вот маленькая дочка, еще дошкольница, по дороге домой допытывает отца: «А ты учился рисовать?» - «Учился. Там-то. И там-то, и там-то». - «А мне вот не надо. Я по рождению художница»». Как замечательна эта искренняя наивность!

Но учеба учебой. А как быть с вдохновением? И в самом деле, а что такое вдохновение, звучит один из вопросов слушателей. Ответ лаконичен, прост и по сути таков: «Вдохновение - это любовь… к самому рисованию. Это кайф от процесса». В центре собственно творчества именно процесс, а не стремление к результату, как форме «успеха». В этом для Быкова образец - его ушедший из жизни товарищ и собрат по искусству А. В. Захарченков, кудесник процесса. Тот, кто наслаждался процессом, варил ли он свой «несравненный борщ» или же рисовал. Поздние же автопортреты Захарченкова уже я, не спец в искусстве, поставил бы в один ряд с шедеврами. Впрочем, мои ощущения можете проверить сами, порыскав по Интернету.

Интереснейшей гранью встречи стала и ее дискуссионность. Вновь всплыл вопрос о допустимости (или недопустимости) писания портретов с фотографий. И вопрос этот поставил талантливый и старейший художник области. Именно он вспомнил, что было время, когда в художественных мастерских категорически не приветствовались портреты, сделанные с фото. Девизом было: «Рисуйте с натуры!» Портреты же Быкова в целом базируются на фото. Так уместно ли выставлять подобное?

Не будучи профи, выскажу свое, наверное, небесспорное, суждение Постороннего. Оно незамысловато. Мне кажется, что среди многого и много иного

ХХ век породил и новую разновидность творчества: симбиоз деятельности Художника и Фотографа.

Если уж есть художественная фотография, то почему бы не быть и сплаву фотографии и живописи, рисунка? Тем более что, как прозвучало уже на встрече, государственные деятели, да и не только они, как правило, не имеют времени позировать художникам. А их портреты, причем не только фотопортреты, - явление известное.

Начало же нового столетия на наших с вами глазах стремительно рождает симбиоз уже компьютерной техники, ИИ и художественного творчества: и в сфере звука, и в сфере изображения. И в сфере слова…

Что же касается личности творца, так ведь и века назад были Мастера и Подмастерья. Просто сегодня техника во многом заменяет последних.

Для меня же лично, подчеркиваю, как не профессионала, значимо не то, каким образом нечто сделано, а Как (включая и то, как оно воспринимается). Ведь есть портреты - живописные или фото, которые подобны захлопнутым дверям, только контуры внешности. А есть - словно окна с распахнутыми ставнями или открытыми жалюзи. Они словно зовут соприкоснуться с внутренним миром Изображенного. И для меня многие изображения с выставки стали такими вот открытыми ставнями, таким новым прикосновением к людям, многих из которых я, казалось, так неплохо знал и до этого.