Амиржан КОСАНОВ: ЧП не районного масштаба

27 сентября 2025, 16:46 |  Мнения

Город, который находится вблизи южной столицы, с недавних пор ассоциируется в общественном восприятии с разгулом преступности, беззаконием, безнаказанностью, сращиванием преступных элементов с действующей властью, бездействием правоохранительных органов. Убийства там происходят средь бела дня. Читатель, наверное, уже догадался, что речь идет о Талгаре.

Фото forbes.kz

Вспомним недавние, наиболее резонансные события октября 2024 года, связанные с убийством 16-летнего Шерзата Болата в результате массовой драки у магазина его отца. В июне 2025 года суд в Талдыкоргане вынес приговор девяти обвиняемым.

Казалось бы, после такого громкого дела, в которое вовлечен был даже президент, правоохранительные органы просто обязаны были сделать из Талгара образцовый и безопасный для проживания город, и принять все возможные превентивные меры, чтобы подобное преступление не повторилось впредь.

К сожалению, кровавая криминальная летопись продолжается. 6 сентября в селе Кызылкайрат Талгарского района застрелили мужчину, а его двухлетнюю племянницу похитили. По словам адвоката Гаухар Сариевой, подозреваемый – сотрудник местного СТО, который преследовал ее сестру Аружан, заставляя оформлять автомобили на свое имя. Она отказывалась, не желая участвовать в его автомобильных аферах. Тогда он связал ей руки, надел повязку на глаза и совершил насилие, записав все на видео. Аружан заявила о насилии в полицию, но там не приняли никаких мер. После этого ее родственникам ничего не оставалось, как самостоятельно задержать насильника и сдать его правоохранителям. Но стражи порядка вскоре отпустили его (говорят, он ремонтировал им автомобили), вернув ему телефон, на котором были улики - угрозы и шантаж.

Оказавшись на свободе, мужчина начал звонить Аружан и угрожать. В итоге, по словам ее сестры Гаухар Сариевой, подозреваемый пришел домой к брату девушки - Ернару, застрелил его, и затем похитил двухлетнюю дочь Аружан. У погибшего Ернара остались беременная жена и трое детей.

По версии следствия, подозреваемый и потерпевшая ранее состояли в близких отношениях. Однако сестра потерпевшей, адвокат Сариева, это отрицает.

В ситуации с Талгаром самое главное – после каждого резонансного дела у общества возникает масса вопросов к действиям правоохранительных органов в этом городе.

Год назад после убийства 16-летнего Шерзата Болата в правоохранительных органах Алматинской области и Талгарского прошла масштабная чистка. Были освобождены от занимаемых должностей заместитель прокурора Алматинской области и прокурор Талгарского района. Также своих постов тогда лишились первый заместитель начальника департамента полиции Алматинской области, начальник управления полиции Талгарского района, начальник управления по противодействию экстремизму департамента полиции Алматинской области, начальник управления криминальной полиции ДП области, начальник управления по борьбе с организованной преступностью ДП области. И что в итоге? Новое громкое преступление. Выходит, от перемены мест полицейских и прокурорских начальников в Талгарском районе количество громких преступлений не уменьшается.

«Қарға қарғаның көзін шұқымайды» - «ворон ворону (тем более если они в погонах - авт.) глаз не выклюет» гласит казахская мудрость. Она актуальна и в талгарской ситуации, где налицо не только сращивание криминала с теми, кто призван с ним бороться, но и сращивание самих правоохранительных органов друг с другом, когда прокуратура не контролирует соблюдение законности действий полиции, а суды, обязанные отправлять правосудие, становятся зависимыми от влиятельных местных кланов и группировок.

Впору сравнивать наш Талгар с российской Кущевкой в Краснодарском крае,

ставшей символом правового беспредела: у всех в памяти массовое убийство в этой станице, совершённое, по результатам расследования, членами ОПГ «Цапковские» 4 ноября 2010 года: тогда были жестоко убиты 12 человек.

Речь не столько об уровне правового сознания рядовых граждан (хотя оно у нас давно стало криминогенно ориентированным), росту которого не способствуют ухудшение общей социально-экономической ситуации, падение уровня жизни, безработица: не случайно пугает статистика бытового криминала, когда ради элементарного выживания люди вынуждены идти на самые примитивные правонарушения.

Речь о способности правоохранительных органов в полном соответствии с Конституцией и законами, которые проповедуют инициаторы Нового Казахстана, приоритетом принципов Справедливости (а она, как известно, имеет под собой не только общеполитические, но и четкие, теоретические и практические правовые основы, которыми должны руководствоваться полицейские, прокуроры и судьи) выполнять свой профессиональный долг и эффективно взаимодействовать между собой.

В подобной ситуации чрезвычайно актуальным востребованным становятся гласность (разумеется, в рамках закона и не во вред следствию) и общественный контроль. Не случайно в вышеприведенной ситуации адвокат забила тревогу именно через социальные сети, напрямую апеллируя к обществу и власти.

В условиях, когда официальные СМИ (особенно местные) становятся обсуживающим персоналом не только госорганов (которые также могут быть сращены с криминалитетом), но и приближенных к ним влиятельных кланов и группировок в регионе, именно Интернет, социальные сети и мессенджеры стали настоящими проводниками идей Справедливости и открытости, в том числе, и в расследовании тех или иных резонансных уголовных дел.

Парадокс, но именно в авторитарных режимах известная норма «в интересах следствия данные досудебного расследования не подлежат разглашению» позволяет заинтересованной стороне (я имею в виду, в первую очередь, правоохранительные органы) нарушать конституционные права граждан и вести расследование по своему усмотрению.

В случае, когда по субъективным причинам виновные избегают заслуженной кары, чрезвычайно важным становится соблюдение принципа неотвратимости наказания.

Выдвинув прекрасную идею построения Нового, Справедливого Казахстана, власть (в первую очередь, сам президент) должны понимать, что одних устных заверений и пафосных заявлений мало. Нужен, прежде всего, пример сверху. Необратимость наказания должна начинаться с высших эшелонов власти и ближайшего окружения действующего президента. Глядишь, и Справедливость, которая имеет обыкновение опаздывать, придет и в Талгар, и во все другие города Казахстана.

Публикуется с согласия автора

Автор - член Общественной палаты мажилиса РК

Статья опубликована на странице Amirzhan Kossan в Facebook