Юрий БОНДАРЕНКО: Резервуары культуры
Сама моя жизнь, как жизнь преподавателя, оказалась неотделимой от библиотек. И великое счастье (не только лично мое, но и Костаная в целом) - в том, что в эпоху бурных, подчас хаотичных ломок и перестроек мы сумели их сохранить.
Правда, в последние десятилетия, когда новые поколения все реже обращаются к печатному тексту, возможности и задачи библиотек во многом меняются. И в прежние годы они не были только центрами выдачи книг,
но сегодня становятся все более полифункциональными.
Об этом пишу не понаслышке, потому что был и бываю в самых разных библиотеках города. Так, библиотека на КСК, расположенная вблизи КСТУ, знаменита своими клубами и живыми встречами с интересными людьми. Множество значимых встреч организуют и в иных библиотеках: например, в детско-юношеской имени Алтынсарина. И не только встреч, но и иных кропотливых дел, без которых живая работа невозможна.
Немало приятных воспоминаний связано у меня и с городской библиотекой им. Островского. Достаточно упомянуть самую последнюю сентябрьскую встречу с участием студентов-филологов университета им. А. Байтурсынова, посвященную проблеме тюркских и славянских языков. Оказывается, не только должно, но и можно говорить об истории и проблемах языков без конфронтаций, грамотно, живо и познавательно. А не так, как иной раз в интернет-пространстве.
Мне же лично по роду занятий особенно близка областная научная библиотека им. Л. Н. Толстого. Здесь, помимо многого-многого иного, снято и немало программ Евгения Васильевича Шибаршина. Здесь же активны шахматисты и шашисты. Причем действует уникальный центр для работы с инвалидами по зрению.
Но я скороговоркой напоминаю об этом не для того, чтобы петь дежурные дифирамбы. Дело в том, что наше время те, кто помоложе, будут вспоминать, как время не только обретений, но и утрат. Так же, как мы, кто постарше, вспоминаем свое прошлое. Либо будут вспоминать, как время того, что могло бы явиться, но не было сделано.
И что же тут тревожит? И к чему есть смысл стремиться? Первое - к поискам новых, а то и забытых старых форм интеллектуального общения, включая и дискуссии о жизни города, прежде всего в сфере культуры, литературно-художественного творчества. Причем не отвлеченных, а связанных с конкретными делами. Так, ходят слухи о возможных грядущих изменениях в деятельности областной научной библиотеки, о судьбе ее второго этажа, где сейчас расположены и музейные ценности, и отдел краеведческой литературы, и литературная гостиная… Очень хотелось бы услышать об этом конкретные суждения собственно руководства.
И проблема тут не только в тех или иных слухах или отчетах и комментариях руководства, а в том, что разговоры эти идут как-то помимо собственно творческой интеллигенции. Но это же все равно, что говорить об архитектуре, минуя строителей и архитекторов. И очень хотелось бы, чтобы разнообразные планы в сфере образования, культуры чаще обсуждались городским и областным руководством, руководством отдела культуры вместе с творческой и педагогической интеллигенцией города.
Задача-то наша не в том, чтобы после очередной «драки» эффектно махать критическими кулаками, а в том, чтобы жизнь города, включая и такую важнейшую ее составляющую, как жизнь интеллектуальная, делать полнокровнее, богаче.
Последние новости
