Казахстанские банки не согласны передавать данные о клиентах в Налоговый комитет

10 мая 2011, 14:46 |  Общество

"Наша Газета". Как сообщает "КоммерсантЪ", ряд банков второго уровня сопротивляются распоряжению Налогового комитета Минфина и не намерены раскрывать сведения о своих клиентах-физических лицах.

Налоговый комитет ждал информацию о каждом клиенте к 1 мая, и от нескольких крупных банков с госучастием ее получил. Остальные "обязанные" опасаются, что информация о клиентах может быть использована не только против клиентов, но и против самого банка.

Источник в банковской сфере в интервью "Къ" сказал:

- Это похоже на государственный "промышленный шпионаж" - ведь собираются данные о клиентах, которых теоретически можно перекинуть в другой банк. Кроме того, клиенты банка не будут довольны и тем, что данными могут воспользоваться сотрудники любого районного отделения налоговой службы.

Налоговый комитет Министерства финансов обязал банки второго уровня предоставить информацию обо всех клиентах физических лиц для сопоставления с собственными данными. Об этом он сообщил банкам документом еще 1 апреля 2011 года. Такое решение принято на заседании Национального платежного совета 11 марта 2011 года.

Как говорится в сообщении, банки второго уровня должны предоставить данные всех клиентов-физических лиц. В число данных включены: ФИО, дата рождения, РНН, ИИН, номер и серия удостоверения личности. Также банк должен указать, по какому признаку физическое лицо является клиентом банка. То есть Налоговый комитет заодно выяснит, какую услугу получает налогоплательщик, обращаясь в банк. Это может быть хранение средств на депозите, использование карточного или текущего счета, осуществление денежных переводов.

Налоговый комитет мотивирует данную меру тем, что ему нужно сопоставить данные, представленные в банках, с данными в информационных системах Налогового комитета Министерства финансов. Также в сообщении пояснено, что в случае совпадения сведений будет внесена информация об ИИН, отсутствующих в базе данных Налогового комитета.

Тут, как сообщает газета, встает два серьезных "но". Во-первых, если Налоговый комитет решил пополнить свою базу и добавить туда ИИН, тогда было бы логичнее обратиться в министерство юстиции РК, либо напрямую к ЦОНам, где эти сведения более полные.
Во-вторых, существует такое понятие как банковская тайна. Передача каких-либо данных о клиенте без ведома клиента его нарушает.