Законна ли обязательная вакцинация населения или отдельных его групп?

Mr_negotive

20 июля 2021, 10:05

В последнее время в социальных сетях и на страницах отдельных средств массовой информации разгорелись жаркие споры о законности добровольно-принудительной или принудительной вакцинации населения или отдельных категорий граждан, работающих в тех или иных сферах. По сути же, спор идёт о правомерности постановлений главных государственных санитарных врачей Казахстана и регионов страны.

К перечню видов уставной деятельности на территории Костанайской области ОО «Центр защиты прав потребителей г.Рудного» относится также и защита прав потребителей в сфере медицинских услуг.

С началом вакцинации обострилась антипрививочная кампания, обвиняющая вакцины в том, что их происхождение сомнительно, а эффективность не доказана. В первую очередь, аргументы в этой части основаны на недоверии не только к вакцинации, но и к институтам государственной власти, которые и одобрили применение вакцины, которая, как утверждают противники вакцинации, не прошла необходимых процедур и является ни чем иным, как экспериментом на людях. В этой части следует отметить, что все до единой вакцины в мире зарегистрированы не в качестве лекарственных препаратов, а именно в экстренном порядке на основе специальных разрешений с формулировкой – в экстремальных условиях.

Противники вакцинации аргументируют свою точку зрения правами человека, гарантированными Конституцией Республики Казахстан, ссылаясь на целый ряд конституционных законоположений, а также на статью 77 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее - Кодекс) о правах пациента.

Согласно пункту 1 статьи 29 Конституции, «граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья».

Такое право имеет как отдельный гражданин, так и граждане в целом.

В силу пункта 1 статьи 39 Конституции, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».

Из чего следует, что гарантированные права ограничиваются в том случае, если это требуется «в целях охраны здоровья населения», то есть не здоровья отдельного человека, из буквального толкования данного положения, а именно в целях охраны здоровья населения.

Содержание конституционных прав и обязанностей раскрывается в постановлениях и нормативных постановлениях Конституционного Совета Республики Казахстан об официальном толковании тех или иных конституционных уложений.

В ряде нормативных постановлений Конституционный Совет указывает, что «закон, ограничивающий конституционные права и свободы человека и гражданина, должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью чёткости и основаны на понятных критериях, позволяющих со всей определённостью отличать правомерное поведение от противоправного, исключая возможность произвольной интерпретации положений закона».

Конституционный Совет отмечал, что «защита конституционного строя, охрана общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения могут обусловить ограничение прав и свобод, если такое ограничение адекватно законно обоснованным целям и отвечает требованиям справедливости, является пропорциональным, соразмерным и необходимым в демократическом государстве для защиты конституционно значимых ценностей».

Проще говоря, «право одного человека заканчивается там, где начинается право другого», что и определяет основополагающий принцип человеческого общежития – каждый человек волен делать то, что пожелает, но так, чтобы не нарушить границы прав и свобод других.

Согласно пункту 7) части 1 статьи 38 Кодекса, «должностные лица, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеют право: требовать проведения обязательной вакцинации населения в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний».

Это прямой ответ, предоставленный Кодексом, имеют ли право государственные санитарные врачи, являясь как раз теми самыми должностными лицами органов санитарно-эпидемиологического благополучия населения, издавать постановления о вакцинации тех или иных категорий граждан (групп населения).

Статья 85 того же Кодекса регламентирует все вопросы, связанные с вакцинацией, и определяет следующее.

Начало цитаты.
«Профилактические прививки - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным заболеваниям. Профилактические прививки подразделяются на обязательные и добровольные.

Определяются следующие виды обязательных профилактических прививок:
1) плановые профилактические прививки;
2) профилактические прививки по эпидемиологическим показаниям.

Физические лица, постоянно находящиеся на территории Республики Казахстан, обязаны получать обязательные профилактические прививки против инфекционных и паразитарных заболеваний.

Перечень заболеваний, против которых проводятся обязательные профилактические прививки в рамках гарантированного объема медицинской помощи, порядок, сроки их проведения и группы населения, подлежащие профилактическим прививкам, определяются Правительством Республики Казахстан.

Плановым профилактическим прививкам подлежат лица, достигшие возраста в соответствии с перечнем заболеваний, против которых проводятся обязательные профилактические прививки, не имеющие медицинских противопоказаний.

Перед проведением профилактической прививки медицинским работником производится осмотр прививаемого лица. Медицинский работник предоставляет ему либо его законному представителю полную и объективную информацию о профилактической прививке, возможных неблагоприятных проявлениях и последствиях отказа от нее. Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается уполномоченным органом.

Профилактическим прививкам по эпидемиологическим показаниям согласно перечню подлежат физические лица, не имеющие медицинских противопоказаний. Проведение профилактических прививок, не входящих в перечень заболеваний, против которых проводятся обязательные профилактические прививки, является добровольным и осуществляется на платной основе.

Порядок регистрации и расследования неблагоприятных проявлений после иммунизации устанавливается уполномоченным органом.

Допуск в дошкольные организации детей, не получивших плановые профилактические прививки, осуществляется только при достижении порогового уровня коллективного иммунитета в дошкольной организации.

Коллективный иммунитет - косвенная защита не привитых лиц за счет достижения порогового уровня охвата плановыми профилактическими прививками населения против инфекций, предупреждаемых вакцинами» (конец цитаты).

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24.09.2020г. №612 «Об утверждении перечня заболеваний, против которых проводятся обязательные профилактические прививки в рамках гарантированного объема медицинской помощи, правил, сроков их проведения и групп населения, подлежащих профилактическим прививкам» определён исчерпывающий перечень заболеваниям, против распространения которых проводится именно обязательная иммунизация населения или отдельных групп.

Согласно подпункту 2) пункта 1 Приложения №1 к указанному Постановлению Правительства , «за счет средств республиканского бюджета проводятся обязательные профилактические прививки (введение вакцин и других иммунобиологических препаратов) против следующих инфекционных и паразитарных заболеваний после получения информированного согласия прививаемого лица на проведение вакцинации: профилактические прививки по эпидемиологическим показаниям – бешенство; брюшной тиф; весенне-летний клещевой энцефалит; чума; коронавирусная инфекция».

Таким образом, с учётом изложенных норм действующего законодательства, по решению должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иммунизация против коронавирусной инфекции по эпидемиологическим показаниям является не добровольной, а именно обязательной.

Согласно пункту 18) части 1 статьи 77 того же Кодекса, «граждане Республики Казахстан имеют право на дачу информированного согласия или отказа на лечение и проведение других медицинских вмешательств, в том числе, профилактических прививок». Это означает, что гражданина никто насильно не может зафиксировать и осуществить медицинскую процедуру. Гражданин вправе не дать своё согласие на медицинскую манипуляцию.

В это же время, осуществление права неразрывно связано с исполнением обязанностей. Согласно статье 80 Кодекса, «граждане Республики Казахстан обязаны - заботиться о сохранении своего здоровья, нести солидарную ответственность за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья; выполнять относящиеся к индивидуальному и общественному здоровью назначения медицинских работников; соблюдать меры предосторожности по охране собственного здоровья и здоровья окружающих, проходить обследование и лечение по требованию субъектов здравоохранения, информировать медицинский персонал о наличии у них инфекционных и иных заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

В случае неисполнения обязанностей и, к примеру, наличия угрозы распространения инфекции, подлежит применению статья 82 того же Кодекса - «индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: проводить санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия; выполнять нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также акты должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

В свою очередь, неисполнение законных требований должностных лиц органов государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также нарушение санитарно-эпидемиологических требований, влечёт последствия, установленные законом.

Анализируя изложенное, можно заключить, что здоровье населения для государства является большей конституционной ценностью, а также то, что требование обязательной вакцинации является правомерным.

Для того чтобы утверждать обратное, Конституционный Совет должен признать неконституционной статью 85 Кодекса, что является практически невозможным, поскольку «граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья», из чего вытекает конституционная обязанность государства обеспечить охрану здоровья всего населения. В целом же положения статьи 85 Кодекса в полной мере согласуются со статьями 29 и 39 Конституции страны до тех пор пока не доказано в установленном законом порядке обратное.

Автор - ОО «Центр защиты прав потребителей г.Рудного»
Публикация размещена в открытом доступе 6 июля 2021 года
Материал скопирован из открытых источников - страницы общественного объединения в социальной сети «Одноклассники»
Ссылка на первоисточник -
Общество защиты прав потребителей об обязательной иммунизации населения или его отдельных групп
Фото из открытых источников в сети Интернет

Добавьте свою новость »