Форум
maxsaf
Николай ВОРОНИН: Странный вопрос
abaika95: Вы считаете правдивость написанного по количеству комментариев под написанным?) А вы считаете, что сотни и тысячи ваших хвалебных комментариев действительно хоть сколько-нибудь меняют...
16.12.19 00:31
Добринцофф
Николай ВОРОНИН: Странный вопрос
ACROS: Никто не может ответить почему подавляющаяся масса казахстанского народа живёт ПЛОХО? О чём это говорит? так же как никто не может ответить на вопрос,почему подавляющаяся масса...
15.12.19 23:19
abaika95
Николай ВОРОНИН: Странный вопрос
Цитата-//Раз комментариев нет - значит товарищ Воронин прав// Вы считаете правдивость написанного по количеству комментариев под написанным?) Спорный принцип)
15.12.19 23:15
abaika95
"Колбин, долой!" Разгон митинга инсценировали в детсаду Алматинской области
Цитата-//хоть один экономист называл?// По мнению академика Олега Богомолова, «именно стагнация советской экономики дала первый импульс перестройки» Богомолов экономист если что) А вот ещё одни...
15.12.19 23:04
ACROS
Николай ВОРОНИН: Странный вопрос
Никто не может по сей день ответить на вопрос, почему дорожает мясо?». Никто не может ответить почему подавляющаяся масса казахстанского народа живёт ПЛОХО? О чём это говорит? НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ...
15.12.19 22:57
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

Юрий БОНДАРЕНКО: Для чего сегодня учитель?

"И еще одна проблема – это псевдознания, которые напоминают фантики без вложенных в них сладостей"
2 июня 2019, 13:51 |  Мнения

Заканчивается учебный год. В вузах кого-то из студентов ждет уже только сессия. И вновь встает вопрос: а для чего сегодня учитель? И чему учить-то, если даже с телеэкранов звучит, что это раньше учитель своими знаниями возвышался над учениками, а сегодня поколдуй над гаджетом – и он в считанные мгновения выдаст такое, что и тысячи учителей не запомнят.

И для чего же тогда учитель, преподаватель вуза? Чтобы подсказывать ученикам и тем паче студентам, что им искать во всезнающем Интернете? Вот ведь удобно - из знатока превратиться в подвид консультанта, подсказывающего, что и где нажать, чтобы обрести искомое. И как тут не заговорить об образовательных услугах, которые подменяют все и вся, включая и потребность в квалифицированных учителях?

Но мой личный, хотя и ограниченный опыт, и опыт моих знакомых коллег показывает, что все далеко не так. Переступающие вузовский порог студенты, конечно, имеют почти безграничный доступ к информации, но реально очень и очень многого не знают. Поэтому даже сегодня педагог обязан давать и знания. А гаджеты - всего лишь новый вид справочников., только более удобный, но при этом и более уязвимый. Они способны выдать и массу вроде бы сведений, взятых непонятно откуда, и не то что неточных, а тех, которые можно отнести к псевдоинформации.

Так о каких же знаниях должна идти речь? Мне кажется, в идеале все очень просто. Во-первых, как и десятки, а то и сотни лет назад, педагог и сегодня несет знания, связанные напрямую с его профессиональной сферой деятельности. Другое дело, что сами эти знания многослойны. Это и знания фактов, событий, информацию о которых можно вылавливать в Интернете, но лишь дополняя то, на что нацеливает школа или вуз. Иначе учащемуся придется искать неведомо где и невесть что.

Вторая важнейшая задача – учить отделять знания от их имитации и фальшивок. Она неотделима от развития критического мышления. Иначе в океане «сведений» можно просто утонуть. Приведу только один показательный пример из вузовской практики, в котором хорошая студентка делает доклад об инквизиции. И что же? На одной странице сказано, что опытные инквизиторы могли определить, кто подлинно виновен, а через пару абзацев говорится, что было множество случаев обвинения невиновных. В подобных случаях и нужен педагог, чтобы показать, как одно не вяжется с другим. Ведь если те же инквизиторы были так проницательны, то откуда невинные жертвы? И таких примеров множество.

И еще одна проблема современного, да и не только современного образования – это псевдознания, то есть знания слов-пустышек, которые в головах студентов напоминают фантики без вложенных в них сладостей. Иначе говоря, слова остаются словами, за которыми у зазубрившего их - пустота. Увы, масштабность тестов (применимых, к примеру, в рамках внутривузовских экзаменов) ведет к потрясающему возрастанию числа таковых, превращающихся в интеллектуально-экологическое бедствие. И здесь задача учителя – наполнить по мере возможности слова, имена, названия событий тем образно-зримым, что врастает не только в память, но и душу.

Упомяну и еще одну задачу – обучение навыкам отделять существенное, более значимое от второстепенного или не имеющего отношения к данному делу. Но и тут перенасыщение тестами способно лишь помешать, а не помочь.

Автор - профессор КГУ им. Байтурсынова


Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последнему номеру газеты



Последние новости

Комментарии к новости
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

§ Мурзилка
Re: Юрий БОНДАРЕНКО: Для чего сегодня учитель?
Мурзилка


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 100
Регистрация: 24.02.19
Отправлено: 03.06.19 - 13:18 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Хотелось бы еще, чтобы и учителя грамотнее были. У сына учитель литературы вместо "МумУ" говорила "МУму... Интересно, чему такой учитель может научить? Или по-казахскому пример: когда я училась в школе, нам постоянно задавали учить наизусть слова, переводили тексты вообще без проблем, а сейчас что... Гугл вам в помощь они говорят. Для чего тогда сегодня такие называют себя учителями?
Профайл




Авторизация

 

Вопрос недели
С 1 января 2020 года в РК увеличат на 25% стипендии студентам колледжей, получающих среднее специальное образование, а также студентам бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Привлечет ли это выпускников школ в местные колледжи и вузы?
Да. Если после обучения они смогут найти работу в Казахстане по специальности.
Да. Такая поддержка избавит молодежь от необходимости работать после школы.
Нет. Молодежь все равно будет уезжать за границу за высоким качеством образования.
Нет. Для этого нужно повысить стипендии в гораздо большем размере.
 
Сейчас на сайте
Гостей: 33
Пользователей: 0
Всего: 33

Вы гость здесь
^ Наверх