Как заказчики госзакупок с помощью одной буквы помогают «своим» поставщикам

Галина ПЕТРЕНКО

11 марта 2019, 11:05 |  Общество

В Костанайской области проектный офис при департаменте Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции распространил инструкцию для предпринимателей. Смысл ее - как разглядеть коррупционные риски при участии в госзакупках.

На сферу государственных закупок ежегодно приходится от 10% до 12% зарегистрированных коррупционных преступлений. Сотрудники проектного офиса делят риски на те, которые имеют место до начала процедуры госзакупок, и на те, которые бывают после ее окончания.

Риски на стадии «до»

Первое - пожалуй, самое популярное, это «завышение начальной цены договора». При планировании заказчик устанавливает завышенные цены на товары, хотя идентичные товары закупаются по ценам ниже. Заказчик повышает цену товара, вероятно, это означает учет коррупционной составляющей для получения отката.

Второе - сокращение сроков поставки. Заказчик объявляет конкурс с сокращенным сроком поставки, так как его поставщик уже исполнил заранее весь необходимый объем работ или поставил товары. В результате никто из других поставщиков не выходит на конкурс, так как, к примеру, построить школу за 12 дней нереально.

Третье - латинские символы и орфографические ошибки. Заказчик намеренно заменяет кириллические символы на латинские. Это означает, что при поиске поставщики, которые будут писать запрос, не смогут найти данное объявление. В результате только «свои» поставщики смогут найти данное объявление и поучаствовать в конкурсе. К примеру, в слове «Топливо» буква «Т» заменяется на латинскую «t» с заглавной буквы.

Четвертое - занижение суммы договора. Заказчик заключает договор на изначально завышенный объем работ и низкую цену для того, чтобы в дальнейшем заключить со своим поставщиком дополнительное соглашение с сокращением объемов работ. Например, по дополнительному соглашению стоимость договора снижается на 10%, а объем работ - на 90%.

Пятое – необоснованные закупки из одного источника. Заказчик необоснованно заключает договор из одного источника, тогда как для данных товаров и услуг на рынке есть конкурентная среда. Это зачастую означает лоббирование «своего» поставщика, завышение стоимости договора, коррупционная составляющая в цене договора.

Риски на стадии «после»

Первое - увеличение суммы договора дополнительными соглашениями. Заказчик объявляет конкурс с ценой 1 млн тенге. После победы «своего» поставщика увеличивает сумму основного договора в 100 раз.

Второе - сговор поставщиков, то есть создание видимости конкуренции. Картель участвует в различных конкурсах. Поставщики А, В и Г всегда вместе выходят на конкурсы. В результате один из поставщиков всегда выигрывает.

Третье - благосклонность заказчика и сфокусированность поставщика. Конкретная компания-поставщик создана исключительно под нужды данного заказчика, поставляет все от мелочей до информационных систем и не оказывает услуги другим участникам рынка.

Четвертое - аффилированность поставщика с руководством заказчика. На конкурс выходят и выигрывают конкурсы поставщики, связанные с лицами, принимающими решения в государственном органе, квазигосударственном секторе.

Пятое - обналичивание денежных средств. После выделения финансирования поставщик часть денег перечисляет рисковой компании. Это зачастую делается с целью обналичивания средств для «отката» либо с целью уклонения от уплаты налогов.

Шестое - навязанный субподрядчик, аффилированный с заказчиком. Участие одного и того же субподрядчика в конкурсах заказчика. Например, юридическая компания оказывает субподрядные услуги всем поставщикам одного государственного органа. При этом других клиентов с рынка у этой компании почему-то нет.

Седьмое - командные перемещения. При смене места работы руководитель ГУ – заказчик - подтягивает за собой «своих» поставщиков и они начинают там выигрывать. Поставщики А и Б участвуют в конкурсах тех государственных учреждений, где лицом, принимающим решения, от заказчика является один и тот же человек.

Обращайтесь!

Сотрудники проектного офиса извещают, что все эти моменты давно известны, ведется антикоррупционный мониторинг. Но вопросов все равно много, особенно по закупкам, которые также осуществляются в квазигосударственном секторе.

- Однако, мы уверены, что все это можно привести в порядок, если действовать всем вместе, - говорится в обращении.

Предпринимателям предлагают по всем вопросам обращаться в проектный офис «Қостанай – адалдық алаңы» по телефонам: 8 (7142) 39-11-20; 54-46-24.