Юрий БОНДАРЕНКО: «А куда нам мыслить?»

«Логике и здравомыслию надо учить так же, как и шахматам»
16 июня 2016, 13:12 |  Мнения

«А куда нам мыслить? А чего нам мыслить? - Это ж самому себе веревочку мылить!» - эти строки Роберта Рождественского всплывают в памяти, когда я думаю о постоянных тектонических сдвигах в нашем образовании и популярных приемах пиара в СМИ.

Трагедии же последних лет, включая и самую недавнюю, еще кровоточащую, вновь подстегивают те же мысли: где та питательная среда, каков он интеллектуально-духовный ландшафт, на котором обычные люди способны запросто превратиться в убийц и тех, кого называют экстремистами?

Не буду касаться того, что в компетенции специалистов. Задумаемся о другом: а что в наш век потрясающего технического прогресса делает людей легковерными, готовыми пойти к колдунам, экстрасенсам, «духовным лидерам» и т. д. и т. п.?

Причин немало. Но, боюсь, ситуация усугубляется и лихими плясками реформ на бедной плоти нашего (да и только ли нашего?) образования. Заметьте: идет не всегда замечаемое, но последовательное наступление на социально-гуманитарные дисциплины в вузах, на то, что можно было бы назвать школой мысли и основой целостных трезвых взглядов на мир.

Из вузовских программ упорхнула культурология. Иные же дисциплины, такие как философия, социология, политология, религиоведение неутомимые реформаторы стремятся в лучшем для них случае втиснуть в самый первый год вузовского обучения. Но это же все равно, что корма Буренушке сваливать чохом, а не давать ей по мере надобности.

Тут - колоссальный откат и от того, что было в советские годы, когда с первого по последний курс последовательно изучались предметы мировоззренческих циклов. Сегодня можно спорить об их содержании. Но сам принцип такой подачи заслуживает внимания. Во-первых, потому что первокурсник далеко не всегда готов, например, к серьезному изучению философии. Во-вторых, потому что ускоренное прохождение курса той же философии ведет к тому, что уже не до текстов. Но философия без текста (как, кстати, и литература) - что свадьба без невесты. Анализ текста учит не просто считывать информацию, а вникать в слово, мыслить критически.

В-третьих, и это крайне важно, совершенно оголяются старшие курсы. Студент растет. Перед ним встают новые проблемы. По новому начинают видеться и некоторые старые. Но все, поезд ушел, предметы, на которых и следовало бы их обсуждать, уже пройдены. А, как известно, свято место не бывает пусто. И там, где мы начинаем пренебрежительно относиться к трезвомыслию и идеологии, трезвомыслие и идеология начинают пренебрегать нами.

Приучая окружающих (и в их числе молодежь) к фрагментаризированному, «клиповому мышлению» наши СМИ и наша система образования невольно подготавливают людей к тому, чтобы те смогли стать легкой добычей торговцев суррогатами Истины и Веры. Причем среди тех, кто оказывается на крючке, как те, кто приучается глотать лишь разжеванную пищу, так и, наоборот, те, кого эта стандартизированная пища не удовлетворяет. Последние ищут свежести, новых впечатлений и подчас справедливости. Искать-то ищут, но вот находить-то находят то, что им услужливо подсовывают. И сколько же трагедий стоит за такими поисками - от давних терактов народовольцев до метаний интеллигенции и всеядности неофитов - новообращенных, так часто усматривающих в красивых словесных обертках суть тех или иных очень не простых концепций и учений. Так что мыслить надо. Обязательно. Но логике и здравомыслию надо учить так же, как и шахматам. Сами они на пустом месте не расцветут.