Аркадий ДЕНИСОВ: Тургайский Робин Гуд

«А как бы сегодня поступил Амангельды Иманов, когда нет колониального гнета, но есть беспощадная обдираловка чиновников, когда каждому высокому гостю надо собирать «бабки» и голосовать на выборах, как скажет местный бастык?»
8 июня 2016, 09:57 |  Мнения

В этом году исполняется 100 лет национально-освободительному восстанию в Тургае под руководством Амангельды Иманова. Не ручаюсь за страну, но в нашем краю именем народного героя названы учебные заведения, улицы, районный центр, проводятся мемориальные турниры. Вглядываясь в скупые стоки биографии Иманова, понимаешь, что он был сильнее обстоятельств с самого детства.

Родом из рядовой казахской семьи, не имея фундаментального образования, Амангельды тем не менее самостоятельно овладел четырьмя языками, прочел немало книг. Росту его как личности способствовала дружба с Алиби Джангильдиным и рядом российских политических деятелей.

А еще у парня было обостренное чувство справедливости, что однозначно не сулило ему спокойной жизни. Поскольку несправедливости вокруг было выше крыши. Бедных аульчан нещадно обирали как российские чиновники, так и местные баи. Амангельды не однажды пытался остановить беспредел, но дело кончалось судом и сроком.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения сельчан, стал указ о призыве мужчин-казахов в армию с 1916 года на тыловые работы. Вспыхнуло восстание, которое возглавил Иманов. Его войску удалось даже захватить Тургай, но карательный корпус генерала Лаврентьева оказался сильнее, и восставшие ушли в степи.

Затем пришла революция, Амангельды назначили военным комиссаром Тургайского уезда. Но в 1919 году с подходом армии Колчака алашординцы подняли мятеж, Иманов был арестован и убит.

Теперь самое время поразмышлять. Было ли это восстание национально-освободительным? Вряд ли. Люди были доведены до отчаяния притеснениями со стороны чиновников и баев, а призыв в армию стал детонатором. И заметьте: после революции никакие национальные лозунги от Амангельды не исходили и освободиться от колониальной России он не стремился. Большевики сумели понять сущность местного вожака, доверили ему власть и сохранение справедливости и спокойствия в регионе, насколько это было возможно в то смутное время.

Похожими фигурами в период Гражданской войны были анархист Нестор Махно на Украине, Григорий Котовский в Молдавии, Василий Чапаев на Урале. Они были талантливыми командирами-самородками, не очень разбиравшимися в политических хитросплетениях и, мягко выражаясь, плевавшими на идеологию. Поэтому считать их убежденными марксистами и интернационалистами вряд ли уместно. Каждого из них пасли чекисты, направлявшие энергию народных героев в нужное русло.

Мне довелось побывать в Чапаевске, где в 1919 г. погиб, переплывая Урал, легендарный комдив. Удалось услышать и увидеть массу интересных деталей, а также узнать, что простак-ординарец Петька на самом деле являлся офицером-особистом, получившим орден боевого Красного Знамени раньше, чем Чапаев. И приставлен он был, чтобы контролировать действия анархически настроенного комдива, а в случае измены - пристрелить.

Вот думаю: а как бы сегодня поступил Амангельды Иманов, когда нет колониального гнета, но есть беспощадная обдираловка со стороны алчных чиновников всех мастей, когда каждому высокому гостю надо собирать «бабки» и голосовать на выборах, как скажет местный бастык? Подозреваю, что так же, как и сто лет назад.