Григорий КОПАНИЧУК: Малыш и карго

«Ребенок будет с нетерпением ждать звонка, чтобы вернуться к любимому компьютеру»
11 мая 2016, 12:42 |  Мнения

О культе карго у самолетопоклонников я услышал несколько лет назад - в летней языковой школе, от преподавателя, объехавшего полмира. Умел наш учитель рассказывать захватывающе и с хорошей долей юмора. Вся группа смеялась, и едва ли тогда кто-то из нас воспринял эту информацию как что-то большее, чем забавный рассказ о туземцах далеких островов.

Вспомнил об этом недавно благодаря обсуждению в СМИ новостей сферы образования. Сторонники реформ, по моему мнению, находятся в меньшинстве по отношению к противникам, зато в их рядах - руководство государства и системы образования. Не так слаб и лагерь противников. В их числе видные ученые, заслуженные учителя, родители.

«Оставьте образование и наших детей в покое! Хватит реформ!» - приблизительно такими лозунгами встречается любая информация о предстоящих изменениях в системе образования. Ровно те же люди, чуть отдохнув от категорического неприятия реформ, с гордостью рассказывают друг другу о своих 2-3-летних чадах, которые всем игрушкам на свете предпочитают планшет, виртуозно с ним управляются и уже не могут без любимого девайса.

В психологии есть биологическая теория развития психики ребенка, согласно которой его развитие является кратким повторением эволюции человека. Каждый период детства – от «собирательства» в возрасте от года до полутора лет до разнообразных ролевых игр дошкольников - отражает суть современных ему общественных отношений, обуславливая развитие ребенка на протяжении тысячелетий. ХХI век и научно-технический прогресс внесли изменения в процесс развития психики. Теперь ребенок, минуя стадию предметного познания мира посредством возрастных игрушек, сразу знакомится с миром высоких технологий, часто - в те же год-полтора.

Родители, дающие своему ребенку гаджет в качестве игрушки, и американские солдаты, угощая островитян едой из красивых жестянок, безусловно, имели разные цели, мотивацию и ответственность за свои поступки. Но результаты такого вмешательства в естественные фазы развития - как общности людей, так и одного человека - оказались очень похожими. Джем и мясные консервы понравились туземцам гораздо больше батата и корешков, а чтобы получить их, всего-то надо было построить «аэродром» из местных стройматериалов и подавать знаки пролетающим самолетам. Планшет с миллионами функций понравился малышу гораздо больше кубиков и книжек, а чтобы получить его - ничего вообще делать не надо, родители сами дадут. Туземцы точно знали, что обладатели замечательных товаров не производили их у них на глазах, что все это добро прибывало с самолетами. Желание копать батат, удить рыбу, строить хижины постепенно сошло на нет. Точно так же многокрасочный и многозвучный мир электронных устройств завораживает ребенка, и ему уже нет никакого дела до игр его бабушек-дедушек или даже родителей.

Оказавшись в школе в 6 лет, ребенок столкнется с необходимостью писать мелом на доске 2+2. Вне зависимости от успешности в учении, он будет с нетерпением ждать звонка, чтобы вернуться домой - к своему любимому компьютеру, который и есть его школа, его познание мира, и к родителям, отрицающим необходимость каких-либо изменений в образовании.