Диана ОКРЕМОВА: Убить имидж

«То, что трещит сейчас вокруг, это доверие граждан к своей стране»
10 мая 2016, 08:40 |  Мнения

Помните героев из сказки «Три поросенка»? Два легкомысленных брата, выстраивающие дома из некачественного, но легкого материала. Все больше и больше с поведением этих домашних животных ассоциируется у меня политика нашей страны.

Но дело даже не в реальном сходстве – жилье иногда строим так, что оно рушится, а уж ремонт дорог давно пора внести в книгу рекордов Гиннеса по отсутствию качества. Дело - в маниакальном стремлении не быть, а казаться. В упорном построении имиджа экономически успешной страны.

Имидж стал национальной идеей фикс. В имидж вкладывают миллиарды тенге налогоплательщиков, для его создания нанимают международных экспертов и разрабатывают многоэтажные стратегии.

Это невнятное слово всегда вызывало у меня недоверие. В последнее время я начала его тихо ненавидеть. Что такое имидж? Это впечатление, пускание пыли в глаза, мыльный пузырь, который может лопнуть в любой момент. Это придуманный, навязанный образ, который любыми силами пытаются «надеть» на наше общество. Что такое репутация? Это суждение с выводами. Оно появляется на основе реальных событий и дел. Почему в нашей стране не заботятся о репутации, но так увлечены имиджем? Потому что для его призрачного создания не требуются настоящие результаты, а нужна лишь красивая обертка. В чем опасность? Имидж никогда не решит накопившиеся проблемы, а лишь будет их маскировать. До поры до времени.

Главный аргумент наших чиновников – привлечение инвесторов. Да, впечатленные красивой картинкой, они, возможно, решат вкладывать деньги в экономику. Но неужели непонятно, что знакомство с традиционными правилами ведения нашего бизнеса (откаты и взятки) их моментально отрезвит? Где окажется тот имидж? Или туристы, приехавшие полюбоваться дивными казахстанскими местами с рекламных буклетов. Когда таксист обдерет их как липку, а в ресторане обсчитают, имидж вряд ли сработает.

Не так давно мы всеми силами стремились выиграть право на проведение Олимпиады. Желание потратиться на это сверхдорогостоящее мероприятие выглядело, на мой взгляд, нелепо. Даже Норвегия (вслед за Стокгольмом и Мюнхеном) отказалась, честно заявив, что такие расходы не отвечают интересам жителей и не будут ими поддержаны. Но нам не до этих приземленных проблем, у нас – имидж.

Пару недель назад я участвовала в помпезном событии под названием Евразийский медиа-форум. Примечательно, что прессу не пустили в зал, они наблюдали за действом на экране. Объяснения организатора были железобетонны: «Форум – не для журналистов, а для иностранных гостей. Чтобы повысить имидж Казахстана в их глазах».

После этого я поняла, что ситуация хуже, чем можно представить. Власть сокращает группы в детских садах, чтобы снять нагрузку на бюджет, однако на пиар «EXPO» тратят 1,122 млрд тенге. Школьников лишают бесплатного питания – и вливают по 45 млрд тенге ежегодно в СМИ (читай – на пропаганду). Но оказалось, что медиа работают недостаточно эффективно, поэтому президент заявил о создании нового министерства информации и коммуникаций. Хотя честнее было назвать – имиджа и пропаганды.

«Стекло, фарфор и репутация легко дают трещину и никогда полностью не восстанавливаются», - сказал Бенджамин Франклин. То, что трещит сейчас вокруг, это доверие граждан к своей стране. И никакой имидж здесь не поможет.