Юрий БОНДАРЕНКО: Наш паровоз, куда летишь?

«Деньги перестают быть мерилом значимости труда для общества и государства»
14 марта 2016, 15:17 |  Мнения

Сообщения об отмене поезда «Астана- Москва» наводят не просто на грустные, а на очень тревожные раздумья. Конечно, хотелось бы получить подробную информацию от самих сотрудников железной дороги. То же, что удается прочесть, не очень убедительно.

Так, появились рассуждения о том, что поезд стал экономически невыгодным из-за снижающегося пассажиропотока. Интересная картина маслом. Сначала взвинчивают цены практически до цен самолета, а потом нам же говорят, что люди что-то меньше ездят. Но что стоит за ценами? Почему международное сообщение несравненно дороже внутреннего? Не спешите с ответом.

Вспоминаю эпизод довольно давний, но показательный. Возвращаемся из Москвы в Костанай. Билет до Уфы. Часа в два ночи с соседом выскакиваем в Уфе, бежим по подземным переходам к кассе и, воспользовавшись благосклонностью очереди, берем билеты на тот же поезд, в котором едем, но уже от Уфы до Костаная, и экономим на этом тысячи тенге. На самом деле ничего не изменилось. Просто условная разбивка дороги на части заметно удешевляет путь. Таковы правила игры того, что мы назвали рынком.

Если же взглянуть на вопрос о выгоде и невыгоде шире, то мы увидим, что при таком рынке, который нам подсовывают, деньги перестают быть мерилом и экономической целесообразности, и уровня квалификации, и затраченного труда, и его значимости для общества и государства.

Ну объясните мне, почему выбрасывать деньги на имитацию уличной рекламной деятельности экономически выгодно, а на стратегически значимые маршруты - нет, хотя здесь уже речь заходит не о частных, а о государственных интересах? Или объясните, как соотносятся зарплаты школьных учителей и преподавателей вузов? Почему тот, кто обучает будущих учителей и иных специалистов, получает меньше, чем вузовские работники дальнего зарубежья, и даже в среднем меньше, чем отечественные учителя? Конечно, сегодня немало таких, кто рассуждает: «Можно у нас несколько вузов оставить, а остальные закрыть. Все равно наше высшее образование ничего не стоит». Но это – отдельная тема. Я лично убежден, что при самых тесных и необходимых контактах с ближним и дальним зарубежьем собственное высшее образование – одна из основ суверенитета любой страны.

Но сейчас пока речь не о нем, а о соотношении цен, тарифов, зарплат и реальных потребностей общества. Сегодня, помимо прочих противоречий, мы погружаемся в пучину, рождаемую одним из самых страшных расколов – между общественно значимым трудом и его денежным выражением. Включая и так называемую доходность, когда тарифы и проблема изнашивания жилого фонда становятся одними из самых страшных мин замедленного действия.

В мире усложняющихся технологий и возрастающего разнообразия видов деятельности, включая сферы услуг, образования, медобслуживания, старые мерила не работают, а новых у нас еще нет. Соответственно, деньги – этот идол рынка – утрачивают свою роль стимулятора реально значимого труда, что усугубляется обычным рвачеством и слишком уж частым доминированием таких «частных» интересов, при котором и государство, и его граждане вообще не берутся в расчет. А что думаете об этом вы?