Евгений ШИБАРШИН: Диагноз не поставлен

«В Концепции нет главного – мер по вовлечению граждан в процесс принятия государственных решений"
5 января 2016, 11:00 |  Мнения

В преддверии новогоднего праздника президент РК Нурсултан Назарбаев подписал Указ об утверждении Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства.

Разработчики документа объясняют его появление тем, что «современные тенденции развития глобальной экономики и мировой политики порождают новые вызовы и риски». В таких условиях одним из ключевых направлений политики государства «является консолидация нации».

Какими не были бы современные глобальные тенденции, постсоветские страны собственную «идентичность» начали искать еще после развала СССР. Правда, до недавнего времени в основе этого процесса лежал раздел имущества погибшего государства и оформление на него суверенного права. Но как только дожили до момента, когда стало возможным заявить о «состоявшемся государстве», и возникла необходимость защиты обретенного богатства. Оказалось, что желающих устроить передел собственности (в том числе и территории), слишком много.

Однако возникли сложности. В дележке чем меньше людей, тем лучше - больше достанется. Что же касается защиты обретенного, тут без поддержки «консолидированной нации» не обойтись. Но вот проблема – как этой самой «консолидации» добиться? Не той, которая будет существовать лишь в словах главы государства, а той, что начнет пробиваться через реальные поступки большинства граждан Казахстана? Тем более, что в тексте Концепции констатируется: «В современном мире нет единых стандартов в сфере укрепления и развития идентичности и единства». То есть процесс этот организовать можно, но увидеть полученный результат практически невозможно.

Получается, что масса государственных и негосударственных структур, которые участвовали в подготовке Концепции, занимались разработкой хотя и привлекательных, но в большей степени умозрительных мер. Их предложения, конечно, воплотятся в законодательных актах и планах органов госуправления. Они станут предметом широкомасштабной пропагандистской кампании и темами «научно-практических» конференций. В итоге что-то в наших мозгах, возможно, сдвинут. Вот только для «укрепления и развития казахстанской идентичности и единства» это будет иметь очень малое значение.

Дело в том, что в Концепции нет главного – мер по вовлечению граждан в процесс принятия государственных решений. Хотя это один из важнейших факторов развития гражданственности, на которой предлагается строить «казахстанскую идентичность». Общественный контроль и развитие прозрачности в деятельности госорганов, предложенные в этом документе, никогда не заменят честного, открытого диалога власти с народом. Этого в Казахстане нет до сих пор, что и разрывает общество.

Не будет единства и там, где слишком большой перекос в доходах. Его истоки - в былой «прихватизации». Память о ней так сильна, что создание «нации труда и профессионалов», декларируемое в Концепции, превращается лишь в благое пожелание.

Анализа подобных факторов, мешающих формированию единства казахстанской нации, в Концепции нет. Можно ли назначать лечение общества, если нет точного диагноза? Даже если это - болезнь роста. Разве что понадеяться на энергию молодого организма?