В офисе и квартирах журналистов издания "Накануне" проходят обыски

18 декабря 2015, 12:25 |  Общество

Обыск в квартире, где проживает с семьей бывший сотрудник запрещенной газеты «Республика», а ныне редактор интернет-издания «Накануне» Гюзаль Байдалинова, начинался, как в дешевом детективе. Об этом сообщает Фонд защиты свободы слова "Адил соз".

Главная страница сайта Накануне.kz / Фото "НГ"

«В семь утра нам позвонили в дверь, - рассказывает свекровь Гюзаль Галина Алексеевна, - и соседка прокричала: откройте, вы нас заливаете! Но я-то знаю, что она живет в другом подъезде, залить ее мы никак не могли. Поэтому мы никому не открывали, пока не приехала адвокат».

Два человека в форме сотрудников полиции и двое в штатском первым делом изъяли у всех, включая адвоката Инессу Киселеву, сотовые телефоны, потом изъяли компьютеры. Обыск продолжался несколько часов. Журналистов и наблюдателей, в том числе президента фонда «Адил соз» Тамару Калееву, не запустили не только в квартиру, но даже в подъезд, «чтобы не мешали процессуальным действиям», – пояснил стоящий у входной двери старший лейтенант.

Гюзаль Байдалинову и ее адвоката удалось увидеть, когда они в сопровождении людей в штатском вышли из подъезда и садились в машину, чтобы ехать в ДВД, куда их настоятельно пригласили, «чтобы задать несколько вопросов». Гюзаль на ходу сообщила, что причин обыска она не знает, документы ей показали мельком, вчитаться в постановление об обыске она не успела.

В это же время прошел обыск в квартире другого бывшего сотрудника «Республики» Юлии Козловой. Как сообщила журналист Оксана Макушина, обыск начинается в офисе издания «Накануне».

На сайте "Радиоточка" приводят сообщение, которое в 9 утра опубликовала в Фейсбуке журналист Ирина Петрушова:

«У журналистов Накануне.kz Юлии Козловой и Гузяль Бадалиновой в Алматы идет обыск в квартирах. Ворвались рано утром. Юли Козловой дома не было - открыли сестра и несовершеннолетний сын и племянник. Сестра позвонила Юле по телефону, передала трубку сотруднице правоохранительных органов - та отказалась представиться и ждать, когда Юля вернется домой с адвокатом. По информации сестры, в квартире уже «нашли» наркотическое вещество!
Что происходит у Гузяль, мы не знаем. Прошу всех коллег, кто не боится, подключиться к ситуации - у меня есть большие подозрения, что могут быть аресты!»

Еще через час появился такой пост:

Позднее ДВД Алматы распространил сообщение, где приводится официальная версия по поводу обысков у журналистов.

Оказывается, следственным управлением начато досудебное расследование по факту распространения заведомо ложной информации интернет-ресурсами «Республика» и «Накануне.кз» о деятельности АО «Казкоммерцбанк» и других (ст. 274 ч.3 УК РК).

Следствием якобы установлены заказчик публикаций и лица, оказывающие содействие в организации размещения статей.

«Размещаемые материалы носили явно заказной характер и содержали заведомо ложные, нередко провокационные данные, не подкрепленные конкретными фактами. Известно, что действия указанных СМИ заказчик оплачивал наличными, обеспечив теневой канал финансирования СМИ. В настоящее время ведется следствие. Сотрудниками ДВД города Алматы проводятся обысковые и другие следственно-оперативные мероприятия», – цитирует полицию агентство «Казинформ».

 

Журналисты "Накануне" о своем издании:

«Чуть меньше года выходила в свет газета «Ассанди-Таймс». После решения суда о запрете на ее выпуск в связи с признанием издания «единым СМИ «Республика» мы, бывшие сотрудники редакций «Ассанди-Таймс» и «Голоса республики», вынуждены искать новые формы работы. Уверены ли мы, что нам дадут работать?

Не уверены. Но сидеть сложа руки тоже не намерены. Поскольку в решении суда нет запрета на занятие журналистикой людям конкретных фамилий, мы действуем вполне легитимно. Но в то же время мы отдаем себе отчет в том, что наш новый проект – своего рода эксперимент и проверка власти.

Поэтому мы обращаемся к международным организациям, правозащитникам, дипломатическим представительствам с просьбой стать наблюдателями – за тем, как долго дадут власти работать нашей редакции. На нашем примере, мы считаем, будет отчетливо видно, как в Казахстане реализуется право на свободу выражения мнений и право на распространение и получение информации».