Дело о наркомафии: подельники сдали «Печень» с потрохами

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

7 октября 2015, 13:25 |  Криминал

6 октября в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам начался процесс по делу бывшего начальника отделения криминальной полиции УВД Костаная Бауржана СЫЗДЫКОВА.

В записных книжках Петренко зафиксированы суммы денег, переданных, по ее словам, подсудимому

На первое заседание из мест лишения свободы привезли Алевтину ПЕТРЕНКО и Резиду АСЫЛБАЕВУ, осужденных за торговлю героином. О роли подсудимого, который получил среди поставщиков героина кличку «Печень», участницы ОПГ рассказывали охотно и откровенно.

Обвинительное заключение зачитывали очень долго - слишком уж много эпизодов вменяется 33-летнему экс-полицейскому. В нем указано, что Бауржан Сыздыков, «нарушив закон и пороча честь и репутацию сотрудника МВД, совершил тяжкое коррупционное преступление». Говоря проще, «крышевал» наркомафию с 2008-го по 2012 годы.

За покровительство в торговле героином Петренко, Асылбаева и Надежда Киселева каждый месяц платили от 50 000 до 100 000 тенге. Заглядывал он к подопечным и внепланово - брал по мелочи, когда требовалось. Согласно материалам дела, за 4 года Сыздыков выручил их несколько раз. Например, 13 июля 2012 года полицейские задержали «бегунков» (розничных продавцов героина) Ковалеву и Таран. В этот же день, после звонка Сыздыкова, получившего от Киселевой 20 000 тенге, их отпустили.

На вопрос судьи Ерлика СЕРАЛИНА Сыздыков ответил, что признает вину частично:

- Статью 307 (злоупотребление должностными полномочиями - «НГ») признаю, а остальное - нет...

В зал завели первого свидетеля - Алевтину Петренко. Женщина, которая отсидела 1,5 года из 20-ти, была пристегнута наручниками к девушке-конвоиру. 

Алевтина Петренко: «Я платила Сыздыкову за то, чтобы беспрепятственно торговать героином»

- Сыздыкова Баура я узнала в 2008 году. Он позвонил мне и сказал, что подъехал к дому, - рассказала она. -  Я вышла, он показал удостоверение. Я сразу поняла, что он не простой оперативный работник - в костюме, на дорогой машине, тон начальственный. Начал с кражи, которую совершил сосед, а потом сказал, что знает, что я торгую героином и потребовал платы. В этот же день я заплатила ему 50 000 тенге. Потом я навела справки о нем. Сказали, что с Печенью лучше дружить. Так его называли - Печень, Печенка.

- Почему? - спросил судья.

- Ну от имени его. У всех были прозвища. Меня, например, Петренихой называли. Деньги я ему сначала передавала лично возле своего дома. А потом через Асылбаеву - видимо, ему неудобно стало ко мне ездить, я за логом в частном секторе жила, в тупике. Ежемесячно я платила по 60 000 тенге.

Прокурор представил суду вещдоки - записные книжки Петренко, в которых были зафиксированы по датам суммы, выданные подсудимому. 

- В чем заключалась помощь Сыздыкова, за которую вы платили? Вы ему звонили? - спросила адвокат Сыздыкова Зайра АИШЕВА.

- Я ему платила, чтобы беспрепятственно торговать, - ответила свидетель. - Да к нам все ездили - весь УБН точно. Один раз я обращалась к Сыздыкову за помощью. Возле моего дома стояла подозрительная машина синего цвета. Позвонили в домофон. Я увидела, что это полицейские, но не стала открывать, потому что их не знаю. Позвонила Асылбаевой, описала машину. Она сказала, что это Печенкины пацаны. Я позвонила ему, через несколько минут полицейские уехали. 

Резида Асылбаев сообщила в суде, что познакомилась с Сыздыковым в менее спокойной обстановке:

- Он залетел вместе с другим полицейским ко мне в квартиру вместе с клиенткой. Я была с сыном и снохой. Сноха испугалась и выложила сразу весь героин - 1,5 г. Я купилась на это и сразу отдала 25 000 тенге Бауру. Потом я его не видела. Через некоторое время мне звонит моя фасовщица и говорит, что со мной хочет поговорить Баур. Мы встретились на вокзале, я села к нему в машину и отдала 50 000 тенге. С тех пор платила по 100 000 тенге в месяц.

- Почему у вас сумма больше, чем у других? - спросил судья.

- Не знаю, он сам таксу устанавливал. Я возмущалась в разговорах с Петренко и Киселевой, но ему, конечно не говорила.

- А какой оборот у вас был?

- 100 г в день - это около 400 000 тенге. Но мне почти ничего и не оставалось. Ко мне таких, как Печень, 50-60 человек ходили. Я даже иногда скрывалась от них - уезжала, чтобы не платить. 

- А чем вам конкретно помогал Сыздыков?

- Он убирал своих подчиненных по звонку - был такой полицейский Айдос, например, он нам мешал часто. Еще я обращалась к нему, когда моего «бегунка» задержали. Также делала и Киселева. 

Асылбаева также сообщила, что однажды подъезжала с деньгами для Сыздыкова прямо к горотделу.