В Русском театре драмы прошла премьера трагикомедии «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды

Во втором акте режиссер постарался раскрыть внутренний мир каждой героини

Ольга ГОРАЙ

19 января 2015, 09:35 |  Культура

Три дня на сцене Русского драматического театра давали премьеру спектакля «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды. Гглавный режиссер театра Александр Лиопа обозначил жанр своей постановки, как трагикомедию. Зрители на премьере и смеялись, и плакали.

Действие проходит в доме культуры для инвалидов. Уже 10 лет ансамбль «Наитие» под руководством молодого баяниста Сергея выступает перед инвалидами и детьми. После юбилейного концерта солистки ансамбля - 5 женщин в возрасте далеко за 50 - решили отметить эту дату. Каждая из них хочет показать, как она нужна ансамблю и важна для коллектива. 

По сценарию самой старшей солистке 90 лет. Но старушка еще хоть куда, так и блещет прибаутками. Только остальные женщины постоянно упрекают, что она путает и забывает слова в песнях. Вторая героиня очень лирична, на протяжении всего спектакля читает стихи Ахматовой и Цветаевой. Третья предстает перед зрителем командиром, способным одним словом и ударом кулака по столу заставить подруг замолчать. Четвертая - тихая, милая старушка. Пятая, самая молодая из них, - староста коллектива.

Женщины любуются костюмами и кокошниками, ждут руководителя ансамбля. Каждая тайно влюблена в Сергея и хочет, чтобы баянист уделил именно ей внимание, похвалил, сел рядом. Когда он появляется, женщины пытаются привлечь внимание мужчины: одна читает стихи, другая лезет обниматься, третья скромно прижимается сама. Сергей благодарит женщин, поднимает за них тосты, пытается улизнуть от объятий. А потом объявляет, что нашел молодую солистку с голосом. И представляет новое видение ансамбля. Солистка и он с баяном будут стоять в центре сцены, в свете, а старушки - на подпевке в полумраке. Героини расстраиваются, дают прозвище новой солистке «Баба Шанель» и всячески пытаются доказать, что она им не подходит. Сергей не выдерживает, говорит пенсионеркам, что у них нет ни голоса, ни слуха, и уходит.

Второй акт: та же комната, те же старушки. Но режиссер раскрывает внутренний мир каждой героини. Все они одиноки, у них нет никого, только ансамбль и молодой руководитель. И каждая понимает, что смерть не за горами, поэтому все еще хочет быть полезной, кем-то замеченной. Старушки знают - если они не будут петь в ансамбле, то смерть придет быстрее. И героини решают попроситься к Сергею и молодой солистке. Они готовы петь даже в тени, но лишь бы на сцене и в кокошниках.

После окончания спектакля зал аплодировал стоя.

- Хорошая постановка, есть тонкий юмор, есть откровенные шутки, - поделилась впечатлениями с "НГ" Наталья ГУЗЕНКО. - А во втором акте у меня даже слезы навернулись на глаза. Старушки такие разные, но все - как дети. И каждая женщина обязательно в одной из них увидит себя. Все мы боимся старости, одиночества. И все хотим быть полезными и нужными. Отличный спектакль.

Роли в спектакле исполняют Раиса Полухина, заслуженная артистка РК Антонина Олейникова, Любовь Ромадина, Валентина Битюкова, Елена Бородунина, Наталья Дедюх и Виталий Одинец. Премьерные дни прошли, теперь спектакль будет включен в репертуар театра. 

Фото Владимира АККЕРМАНА