Юрий БОНДАРЕНКО: "Память и мы"

«Говорят, что добро должно быть с кулаками. Но оно не может быть в маске палача»
19 мая 2013, 14:54 |  Общество

Вновь приближается день, когда мы особенно остро вспоминаем тех, кто назван «жертвами политических репрессий». Но для чего эта память? Какие чувства и силы она способна пробудить? 

Разве не бывало, причем в самой недавней нашей истории, когда громкие причитания об ужасах прошлого оказывались шумовой завесой, заглушающей подземные гулы будущего, и становились прологом иных ужасов? Достаточно вспомнить Перестройку и рожденные ею межнациональные конфликты, киллерство, терроризм, колоссальнейший разрыв между богатством и бедностью.

Все  так. Но это значит, что нам тем более надо помнить. Помнить, чтобы лучше понимать или хотя бы искать пути к пониманию нас самих и тех дорог, по которым нам суждено идти волей Истории. В силу краткости этих заметок обратим внимание лишь на некоторые штрихи проблемы.

Первое - это масштабы Зла, несомого мировыми войнами. Вспомним только тотальные бомбардировки немецких городов англо-американской авиацией, сожжение бомбовыми ударами Токио, трагедию Хиросимы и Нагасаки, и, конечно же, ужасающее детище Первой Мировой – нашу Гражданскую войну, взрастившую такое насилие, которое «по инерции» продолжало пожирать людей целые десятилетия века минувшего. Ведь, к примеру, те полмиллиона украинцев, которые были высланы за пределы Украины (не считая многих сотен тысяч погибших), это не просто жертвы репрессий в узком смысле этого слова, но и заложники беспощадной борьбы наднациональных масштабов.

Второе - это прикрывавшаяся политикой извечная драчка за «место под солнцем», когда кто-то сводил счеты, а кто-то метил на чью-то должность,  а кто-то же просто завидовал, и прочая и прочая. Не случайно Сергей Довлатов упоминал о четырех миллионах доносов сталинского времени. А Олжас Сулейменов, вспоминая нелегкий путь Мухтара Ауэзова, писал: несмотря на личную дружбу с Фадеевым и Сталинскую премию 1-й степени, тот не мог защититься «от местных янычаров» и их наветов. Ну чем не средневековая охота на ведьм, когда могли запросто обвинить соседку в занятиях колдовством (например, в том, что чужого мужа приворожила или из-за ее злых чар коровье молоко стало горчить), а затем законно получить часть собственности пытаемой и осужденной?  

И разве сегодня нет тех, кто, оплакивая жертв лет минувших, сам охотно бы вырыл яму для своего соседа, конкурента и так далее, забывая о том, что в эту самую яму может угодить и он лично?

И не дай Бог битвам за истину, чистоту нравов, стабильность, веру и иные подлинно великие ценности перерасти в войны творческих импотентов с потенциальными созидателями, а то и в очередное сведение личных и прочих счетов. Говорят, что добро должно быть с кулаками. Но оно не может быть в маске палача, будь-то палач времен культа или киллер времен нынешних. Оно не может подстрекать к расправе за слово, карикатуру, пусть и неуместную, «бить из пушек по воробьям», карая и обличая малое, как некое вселенское зло. Иначе оно перестает быть Добром. Вот для постижения этих, простых вещей и надо не забывать горечь прошлого. Иначе мы будем обречены вновь и вновь наступать на одни и те же грабли с острыми, кровавыми концами.