Вадим СОБОЛЕВ: "Об алиментах без сантиментов"

«Основным направлением должно быть не наказание злостных должников, а помощь детям»
9 апреля 2013, 09:21 |  Общество

Генпрокуратура РК предложила лишать злостных должников по алиментам водительских прав, лицензий на различные виды деятельности и даже взыскивать задолженность из пенсионных накоплений. Уже сейчас такие лица не выпускаются за границу, задерживается их автотранспорт, накладывается арест на квартиры.

Регулярно проводятся акции морального воздействия: социальные ролики, плакаты, баннеры, фото алиментщиков на столбах и в витринах, их фамилии в «списках позора» в газетах. У меня возникают вопросы – дают ли эти меры результат и насколько они законны? 

Защищая права одних граждан, государство нарушает права других. Я считаю, что нельзя лишать человека его пенсионных накоплений, - так же, как нельзя высчитывать алименты с пенсий, пособий по инвалидности, госсоцпособий. Нельзя лишать должника возможности работать, то есть оставить его без средств к существованию и без способа погашать долг. А без водительских прав и лицензий многие тоже потеряют источник дохода. 

Я вижу некоторые противоречия в законодательных актах, регулирующих эти вопросы. Например, в новом законе «О браке (супружестве) и семье» задолженность по алиментам определяется, исходя из минимального размера заработной платы, а в старом исчислялась, исходя из среднемесячной зарплате по стране. Разница в деньгах огромная. Теперь с алиментщика будут взыскивать в 6-7 раз меньше, чем год назад.  

Есть и некая избирательность в активности судоисполнителей. Не счесть случаев, когда к должнику, годами не платящему алиментов, не принимают никаких мер. А бывает наоборот, когда отцу, добросовестно содержащему детей, предъявляется многомиллионная задолженность, он лишается своего бизнеса, да ещё и оказывается перед угрозой лишения свободы. Дело, когда на индивидуального предпринимателя, регулярно выплачивающего алименты, судоисполнитель насчитала огромный долг, исходя не из суммы его чистого дохода, а из годового оборота его фирмы, уже рассматривали костанайские судьи.  

Что касается предания гласности фамилий должников и развешивания их фотографий, то не исключена возможность обращения этих людей в суд за защитой чести, достоинства и права на изображение. Да и такие меры, думаю, будут действенны только по отношению к должникам, находящимся на госслужбе, и бесполезны для большого слоя алиментщиков, не имеющих ни постоянной работы, ни имущества. Строже надо относиться к работодателям, выдающим липовые справки о мизерных зарплатах алиментщиков. 

Конечно, с невыплатой алиментов нужно бороться повсеместно и государству, и обществу, но основным направлением должно быть не наказание алиментщиков, а помощь детям. Год назад я уже выдвигал на страницах «НГ» предложение о создании государственного фонда по выплате алиментов для тех детей, чьи отцы уклоняются от своих обязанностей. Чтобы бедная мама, которой приходится не только поднимать ребёнка, но и работать, не бегала по судам и судебным исполнителям. А государство могло бы и само взыскивать с нерадивых родителей деньги, затраченные им на содержание ребёнка.

Кстати, такая идея сейчас озвучивается на разных уровнях. Может, власть прислушается?