«Бандитский Костанай»: криминальные итоги за 12 месяцев

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

3 января 2013, 10:09 |  Общество

Подводя традиционные итоги 2012 года, мы с удивлением обнаружили, что костанайский криминал обзавелся несколькими тенденциями. Одним из трендовых аксессуаров года стало оружие. Пистолеты было модно носить как в повседневной жизни, так и «на выход» - например, в ночные клубы.

Актуальны в этом году были и маски с прорезями для глаз - в них совершено несколько громких ограблений. Кстати, до сих пор не раскрытых. Ну и, конечно, наручники. Некоторые чиновники весьма неожиданно появились на публике в железных браслетах и раскрыли много нелицеприятных подробностей из жизни госструктур.

Сделал ноги - гуляй смело!

Итак, тенденция первая - грабительская. Оглядываясь на уголовные дела минувших дней, невольно замечаешь, как разгулялись в ушедшем году охочие до чужого добра граждане. Может, некоторые оказались не слишком удачливыми, но зато в совершенстве владели нужным для людей их «профессии» искусством делать ноги.

18 февраля 2012 года ночью в Костанае неизвестные залезли через форточку в торговый дом «Мереке» и обчистили терминал АО «Казактелеком», банкомат, бутик и отдел золотых изделий. Сумма награбленного оказалась внушительной - больше 16 млн. О судьбе миллионов и грабителей мы спросили у пресс-службы ДВД. Ответ был коротким: «Проводятся следственно-оперативные мероприятия по раскрытию данного преступления».

Точь-в-точь такими же словами ответили нам полицейские на вопрос о еще одном громком ограблении - нападении на отделение АО «Народный Банк Казахстана». 10 августа неизвестный вошел в отделение в черном мотоциклетном шлеме и, размахивая самодельным муляжом обреза, вытащил деньги из кассы. Грабителю не повезло: ему досталось всего 203 000 тенге. С этой добычей он сел на неприметный черный скутер и был таков. Преступника ищут до сих пор.

Самый хитрый план придумали пятеро парней, организовавших нападение на ювелирный магазин «Казахювелир» 19 ноября 2012 года. Они отвлекли полицейских звонком о заложенной в торговом центре «Астыкжан» бомбе, а сами в это время напали на магазин. Ранив охранника, парни за несколько минут похитили ювелирные украшения на 70 млн тенге. Однако удрать всем не удалось. Двое с набитой золотом сумкой были задержаны. Остальные пока успешно скрываются от полицейских. Как пояснили «НГ» в пресс-службе ДВД, «с целью задержания подозреваемых осуществлен выезд в служебную командировку в г. Астану сотрудников ДВД Костанайской области. В настоящее время проводятся оперативно-розыскные мероприятия по установлению подозреваемых».

Вооружены и опасны

Тенденция вторая - пистолетная. Слишком много оружия фигурировало в уголовных делах в 2012 году. Первым притчей во языцех стал табельный пистолет житикаринского инспектора по делам несовершеннолетних Руслана Кушербаева. В ночь с 5 на 6 мая полицейский тяжело ранил троих гражданских. Выписавшись из больницы, пострадавшие узнали, что на них заведено уголовное дело по ст. 321 УК РК (применение насилия в отношении представителя власти). Инцидент вызвал большую бучу в области, журналистов обвинили в «раскачивании общественного мнения». Очевидное, судя по заявлениям полицейских, дело расследовали 9 месяцев. В пресс-службе ДВД объяснили это тем, что в связи с болезнью раненых они не смогли провести все экспертизы вовремя, и дело пришлось приостановить. Сейчас обвиняемые знакомятся с делом. Значит, оно скоро будет передано в суд.

Наделал шуму и табельный пистолет Макарова, принадлежавший сотруднице полиции Динаре Жумабаевой. Именно из-за него 28-летняя женщина лишилась жизни. Организовал убийство ее бывший коллега и бывший возлюбленный Адильбек Байменов. Вместе с еще одним экс-полицейским Кайратом Сарсикеевым он задушил Динару и забрал у нее пистолет. Подозреваемых задержали буквально через несколько дней. Адильбек Байменов, который только за несколько месяцев до убийства расстался с Динарой Жумабаевой, находясь в СИЗО, женился. Его избраннице придется ждать своего мужа 20 лет - такое наказание назначил Байменову суд. Сарсикеев получил на 2 года меньше.

Травматический пистолет «Байкал» и газовый Иж-78, переделанный под боевой, «прославили» своих владельцев: экс-прокурора Данияра Бейсенбекова и действующего акима Карасуского района Асана Нургазинова. Мы не случайно свели эти дела вместе - они похожи, как близнецы. В обоих случаях с оружием мужчины появились в ночных клубах. Разница только в одном - Асан Нургазинов просто продемонстрировал ствол официанткам, а Бейсенбеков выстрелил и ранил двоих клиентов клуба. Сейчас оба дела слушаются в суде.

Воруют все!

Тенденция третья - чиновно-просветительская. Ну почему «чиновно» вы точно догадались. А почему «просветительская»? Все просто: оказавшиеся на скамье подсудимые госслужащие сразу же выдавали все схемы облапошивания государства, которые применялись в их ведомствах годами!

Чего стоит только «дело санврачей». Перед судом предстала вся «верхушка» областного санэпиднадзора во главе с директором - Галымом Естекбаевым. В попытках обелить себя подсудимые выдавали подробности... Оказалось, что в департаменте последние несколько лет начисляли зарплату «мертвым душам», оформляли липовые командировочные листы и фиктивные социальные пособия. Мимо государственной казны утекали миллионы тенге. В итоге Галым Естекбаев был осужден на 5 лет лишения свободы, а вот его четверым подчиненным повезло больше - им дали условный срок. Чтобы выплатить ущерб, нанесенный государству, некоторым пришлось продавать квартиры.

Не успели утихнуть дебаты по поводу санврачей, как грянул новый скандал - на этот раз в ДГП «КостанайНПЦзем». И снова на скамье подсудимых оказались бывший директор предприятия Нурлан Арипбаев и бухгалтер Айгуль Валиева. К уже известным, благодаря делу санврачей, схемам добавилась еще одна - мошенничество с госзакупками. Бывшая главбух на первом же заседании вывалила такие подробности из жизни «КостанайНПЦзем», что впору еще несколько уголовных дел заводить. Свидетели в показаниях тоже особо не стесняются. Во что все это выльется, станет известно в ближайшее время, когда закончится процесс.

Шести сотрудникам Сарыкольского районного отдела образования, например, откровения особо на руку не сыграли. Женщины честно рассказали о подарках для ревизоров, которые они вынуждены были делать, но все же были признаны виновными. Они получили от 3 до 5 лет в колонии общего режима. И апелляцию, и кассацию осужденные проиграли.

Круглогодичное обострение

Тенденция пятая и заключительная - психически нестабильная. Самые жестокие убийства в этом году были совершены лицами, состоящими на учете в психиатрических учреждениях. 24 января в п. Лесное двое 17-летних подростков, один из которых был психически болен и получил по этому поводу инвалидность, изнасиловали 36-летнюю односельчанку. Испугавшись, что она расскажет кому-нибудь о преступлении, парни заставили ее прыгнуть в колодец и закидали березовыми чурками. Добив потерявшую сознание жертву ножом в шею, подростки закидали мусором тело и убежали. 1 июня, в день защиты детей, несовершеннолетних приговорили к 10 и 12 годам лишения свободы.

10 октября в Костанае в дачном обществе в районе КСК была зверски убита 33-летняя женщина. Как выяснили полицейские, 23-летний парень, у которого была шизофрения, отрезал жертве голову ножом. Следствие по делу еще идет.

Еще одно преступление, которое совершил психически нестабильный, по мнению полицейских, человек, произошло 22 апреля в Костанае. Почему по мнению полицейских, а не врачей? Личность убийцы до сих пор не установлена. Сотрудники полиции опирались на слова очевидцев, которые отметили странное поведение мужчины. Неизвестный убил таксиста Владислава Дмитриева на пустыре рядом с кафе «Забава», попросил у местных дачников лопату, закопал труп и ушел. Подозреваемого видели дачники и охранник кафе, был составлен фоторобот, однако мужчина до сих пор не задержан.

…Таковы дела наши уголовные. Как недавно заявила на брифинге начальник управления государственного языка и информации ДВД Елена КАШАРИНА, «состояние преступности в Костанайской области по тяжким и особо тяжким преступлениям существенных изменений не претерпело». Стабильно идем, однако. А хорошо это или плохо - уже другой вопрос.