Евгений ШИБАРШИН: "Выползли из болота. Куда идти дальше?"

"В 2012 году в Казахстане дали о себе знать новые исторические вызовы"
3 января 2013, 08:29 |  Общество

Подводя итоги 2012 года, президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ в новогоднем поздравлении отметил только два события: решение международной конкурсной комиссии о размещении выставки «Экспо–2017» в Астане и предложенную им программу «Стратегия–2050». Невольно напрашивается вывод, что именно они и являются квинтэссенцией всех процессов, которые происходили в прошедшем году в Казахстане.

Пессимизма много - нужен оптимизм

Жанр праздничных выступлений главы государства не предусматривает подробного анализа ситуации в стране. Их главная задача - дать гражданам как можно больший заряд оптимизма. Судя по количеству упоминаний вышеназванных событий в речах чиновников и материалах официальных СМИ, именно они и призваны приободрить казахстанцев в 2013 году. Потому как поводов для пессимизма до сих пор было больше, чем достаточно.

2012 год начинался с шока, который страна еще не преодолела после трагедии в Жанаозене. Компания по досрочным выборам депутатов мажилиса и маслихатов должна была бы отвлечь внимание населения, но рана оказалась слишком глубокой и продолжала кровоточить. А тут еще жестокое убийство пограничников на заставе, массовое кровопролитие в заповеднике близ Алматы и взрывы, учиненные террористами. Как тут не задуматься: куда мы идем и где та стабильность, которой власти Казахстана так долго гордились?

Нужно отдать должное Назарбаеву – он в такой ситуации суетиться не стал, а включил на полную мощь весь государственный механизм, который формировал в соответствии с Конституцией, принятой  в 1995 году.

Хотели, чтобы в Казахстане был многопартийный парламент? Пожалуйста - в январе 2012 года в Мажилис избраны депутаты от трех партий. Причем одна из них в своем названии имеет слово «коммунистическая». То, что они мало чем отличаются от партии власти и потому с большим трудом могут быть отнесены к «системной оппозиции», в расчет не берется.

Разгребли и «развалины», оставшиеся после бунта в Жанозене. К уголовной ответственности привлекли и тех, кто занимался погромами, и слишком усердствовавших полицейских. Отправили за решетку некоторых общественных деятелей, обвиненных в «разжигании социальной розни», прошерстили и местных чиновников на предмет коррупционных преступлений. Правда, так и осталось неизвестным, кто отдавал приказ полицейским стрелять в безоружных людей. Зато публикации некоторых СМИ, освещавших многомесячный трудовой конфликт между нефтяниками Жанаозена и их работодателями, суд оценил, как экстремистские, что дало основание для их закрытия. При этом сторона обвинения не утруждала себя доказательствами виновности этих СМИ, а суд не позаботился о соблюдении процедур, дающих возможность на защиту. В итоге: кому-то в верхних эшелонах выгодно было использовать созданную государственную систему для «зачистки» информационного пространства от альтернативных оценок, и у них это получилось. Хотя исторический опыт говорит, что такой способ дает власти лишь временное преимущество. В перспективе это приводит к ее развалу.

Касательно перспективы у архитекторов и «стражников» сегодняшней политической системы Казахстана наблюдается иной подход. Они думают, что для общества будет гораздо полезнее, если вместо альтернативных взглядов информационное пространство будет заполнено различного рода оптимистическими прожектами. Именно «вместо». Потому что в случае совместного существования того и другого скепсис по поводу прожектов может победить навязанный «сверху» оптимизм. А оно им надо?

Впрочем, зуб у власти на газеты, выходившие под брендом «Республика», был давно. Судебные разбирательства по поводу жанаозенских событий - лишь удобный случай, чтобы их прикрыть, а остальным «независимым» дать понять, что с ними тоже не будут слишком церемониться. Поэтому  такое решение наверняка было принято и под влиянием другого фактора. Какого?

Дело в том, что оппозиционная пресса «терпится» властью обычно до того момента, пока верхи не почувствуют реальную угрозу для себя. В этом отношении для теперешней власти в Казахстане все вроде бы выглядит относительно благополучно. По крайней мере, «арабской весны» никто из аналитиков не предрекает. Тем не менее, уже достаточно сигналов, чтобы, как минимум, насторожиться. Что и произошло.

Новый идеологический проект

Для профилактики от социального взрыва начали применять не только примитивные методы карательного характера, но и  более изощренные – идеологические. Они в Казахстане уже наработаны. Тут помогают и прежний опыт коммунистической пропаганды, и современные наработки западных политтехнологов.

После 1995 года казахстанские власти начали отказываться от первых ростков демократии и пошли в сторону формирования авторитарного государства. Для преодоления идейного сопротивления этому процессу понадобился долгосрочный идеологический проект. Так появилась «Стратегия–2030». Назарбаев пообещал народу, что созданием «президентской вертикали» он сможет вытащить страну из кризиса. Теперь президент докладывает, что его задумка реализована.

Что сегодня заставило Назарбаева опять обратиться к тому же способу и теперь предложить уже программу «Стратегия–2050»? Страна опять переживает кризис? Так ведь цифры экономических достижений Казахстана, которые нам называют, вроде бы говорят обратное. Да и решение международных экспертов о проведении выставки «Экспо-2017» в Астане подтверждает, что успехи Казахстана – это не фантазии провластных пропагандистов, а вполне реальный факт. Тогда зачем понадобился новый идеологический проект?

На мой взгляд, главная причина заключается в  том, что в 2012 году в Казахстане дали о себе знать новые исторические вызовы. Какие-то из них пришли к нам извне, другие порождены собственной 20-летней историей.

До последнего времени мы выползали из болота экономического кризиса, куда молодая республика упала после развала СССР. Но, оказавшись на берегу, мы встали перед проблемой: как жить дальше? Во-первых, нас там никто не ждал. Во-вторых, выбираясь из трясины, мы шли по чьим-то головам, топя их, и потому теперь уже стали другими. Можно много говорить о своих достижениях в области образования и здравоохранения, о том, что, несмотря на мировой кризис, в Казахстане увеличиваются расходы на социальные нужды, но куда деться от проблем с мировоззрением людей, от духовного уродства, принесенного дикими рыночными отношениями? Тут одним строительством новых религиозных храмов не поможешь.

В 2012 году эти проблемы обнажились во всей своей неприглядности. Нурсултан Назарбаев, видимо, вспомнил, чему его учили преподаватели марксизма-ленинизма, и предложил строить Общество Всеобщего Труда. А к концу года выдвинул более развернутую программу, своим оптимизмом напоминающую программу КПСС хрущевских времен, в которой к 1980 году планировалось построить коммунизм.

Однако главный сбой, на мой взгляд, дал о себе знать в другом месте. Речь идет о качестве государственного управления. Самого дорогого и милого сердцу Назарбаева инструмента, с помощью которого он надеется строить в Казахстане Общество Всеобщего Труда и повести страну в число 30 самых развитых стран мира.

Оказалось, что «президентская вертикаль», если и годится для чего, то лишь для того, чтобы «стращать и не пущать», а также, чтобы продвигать своих людей по выборным процедурам. К тому же она оказалась вся изъедена коррупцией. Что касается реального влияния на развитие экономики, то миллиарды неосвоенных бюджетных средств (или истраченных не по назначению), говорят о неповоротливости всей чиновничьей системы. В условиях необходимости «форсированного индустриально-инновационного развития» она оказалась недееспособна.

Назарбаев в течение 2012 года предпринимал различные меры по совершенствованию госуправления. Менял систему подбора кадров госслужащих, призывал к децентрализации и введении реального самоуправления, взывал к чувству патриотизма у чиновников, и все это дополнял показательными запусками инвестиционных проектов, призванных вывести Казахстан в ряд стран с развитыми технологиями.

Все эти действия нуждались в идеологическом обеспечении. Именно эту роль и призвана сыграть «Стратегия–2050». Не более того. При всей очевидности необходимости реформирования политической системы, в данной программе это не предусмотрено. И дело тут не только в том, что Назарбаев верит в ее эффективность. Никто из его окружения или приближенных экспертов, считающих, что в этой сфере нужны перемены, таких советов ему давать не будет. Нравится это кому-то или нет, но Казахстан в своем единовластии зашел уже так далеко, что только сложившаяся политическая система позволит менее болезненно реализовать принцип преемственности власти. Для молодой республики это очень важно.