Юрий БОНДАРЕНКО: «И снова о звуковой агрессии»

«Ведь именно подлинный город, а не деревня, требует уголков покоя»
31 декабря 2012, 08:39 |  Общество

Чем мне запомнился 2012 год? Очень многим. Но, пожалуй, самым показательным в моем восприятии стало то, что одна из моих незатейливых заметок – «О словесном мусоре» - вызвала неожиданно живую реакцию. Среди откликнувшихся были и те, кто рассуждал примерно так: «А чего же вы хотите? В городе живем. Кому хочется покоя, пускай двигается на лоно природы».

Но, боюсь, что живя в городе, люди порой просто не знают, как их в очередной раз с шумом швырнуть на ветер. Куда ни ткнись –  экраны в вестибюлях, плазма в холлах, а то и едальнях, и т. д., и т. п. Вспомним о тех же громкоорателях в центре Костаная. Вздумай кто-нибудь отапливать улицы – мы бы только посмеялись. Но пройдитесь еще затемно по скверу, и в уши редких зимних прохожих вторгаются громогласные звуки. Сколько шума – а какова отдача? Намного ли она выше той, что была бы при концертах на городской свалке? И это при благостных разговорах об экономии. Нет, что ни говорите, а по мне наша совершенно дикарская тяга к внешнему шику так же далека от цивилизованности, как наряды циркового клоуна от бальных костюмов.

Я не слишком много путешествую и потому не вправе быть категоричным. Но во Франции, например, в  одном из университетов которой довелось побывать минувшим летом, все гораздо практичнее и даже аскетичнее. Никакой пыли в глаза. Или взять хотя бы праздник в Каталонии. Живая музыка. Выступающие с наслаждением артисты. Пританцовывающие люди. Причем в разных местах музыка разная и не оглушающая – не та, что у нас, которая подчас напоминает по своей мощи повергающий наземь все живое свист Соловья-разбойника. И даже в парке, подле Лувра, я что-то не заметил однонаправленного грохота. Аттракционы, конечно, не беззвучны. Но есть множество мест, где можно спокойно поговорить или просто уйти в себя. Ведь именно подлинный город, а не деревня, требует уголков покоя.

Если же добавить то, что у нас динамики натыканы, как скворечники, то контраст будет еще более разительным. Тем более, что весь этот гром среди ясного неба – возле ведущего вуза области, то есть там, где уши, казалось бы, должны отдыхать, согласно элементарным требованиям физиологии: ведь студент и так весь учебный день купается в словах.

А уж о лете и говорить нечего! Где укрыться от звуковой агрессии беременным, матерям с маленькими детьми, вынужденными засыпать под этот грохот? Не буду уже пространно говорить о том, что ни  громкая музыка, ни слово в принципе не должны быть фоном. Наши, костанайские специалисты, причем  очень высокого класса, считают, что даже самая хорошая музыка не должна грохотать постоянно. Точно так же, как и значимые вещи не должны повторяться до бесконечности, иначе они будут восприниматься примерно так же, как звуки дождя и завыванье ветра.

Но, повторюсь, звуковая агрессия – это лишь частный, но показательный пример нашего дикарства в использовании техники. Поэтому очень интересно было бы послушать и прочесть впечатления тех, кто лучше меня знаком с нашим огромным миром,  и сравнить их с тем, что видим и слышим мы сами.