«Занавес» премьера

Евгений ШИБАРШИН

Президент Назарбаев принял отставку премьер-министра Даниала Ахметова. Событие это ожидалось уже давно и потому особого удивления ни у кого не вызвало. Смена правительства предрекалась по разным причинам. Главными назывались абсолютная бесцветность г-на Ахметова как личности, и тот факт, что  он на своем посту задержался дольше своих предшественников. Ведь Кабмин в Казахстане менялся каждые 2-3 года, причём глава государства эту процедуру проделывал не по причине возникновения какого-то кризиса в системе госуправления, а исходя из новых задач, которые он  ставил перед исполнительной властью. Отсюда возникают вопросы: для чего к руководству правительством привлекался именно г-н Ахметов, который ранее уже был первым вице-премьером, где ничем особенным себя не проявил, и как он справился с отведенной для него ролью?

Если вспомнить обстоятельства, сопровождавшие возвращение Ахметова в правительство, то произошло оно после конфликта тогдашнего премьера Имангали Тасмагамбетова с Парламентом во время принятия Земельного кодекса. Событие это было нехарактерно для сложившихся в Казахстане отношений между этими ветвями власти, и некоторые аналитики увидели причину отставки г-на Тасмагамбетова всего лишь через 1,5 года его назначения премьером в недовольстве, которое испытывал к его работе президент. Сложно сказать, так ли это было на самом деле, но действительно -  на смену слишком активному Тасмагамбетову, не сходившему с экранов телевизоров и со страниц газет, пришёл очень тихий в этом смысле Ахметов. Что он ко всему этому ещё и «безумно» предан указаниям главы государства, подтвердил и его конфликт уже в качестве руководителя правительства со своим первым заместителем Марченко. Тот начал доказывать, что Государственную программу строительства жилья при стоимости $350 за кв. метр, как рекомендовал президент, выполнить невозможно, на что и получил жёсткий отпор Ахметова. В итоге Марченко из правительства ушёл. А Ахметов остался. И надолго.

Так для чего Нурсултану Назарбаеву оказался нужнее хотя и не очень умный, но очень «верный» человек во главе правительства? На мой взгляд, это объясняется несколькими причинами. Начнём с того, что глава государства свой выбор Ахметова в качестве премьер-министра тогда объяснял переходом экономики Казахстана к этапу индустриально-инновационного развития. Дескать, г-н Ахметов имеет богатый опыт работы в сфере производства и ему, как говорится, все карты в руки. Программу индустриально-инновационного развития ещё только предстояло составить, и для этого нужен был умелый организатор аппаратной работы, который меньше всего будет думать о политике, о собственном пиаре, а тихо и упорно займется черновой работой. Данная кандидатура, как мы убедились впоследствии, для такого  рода деятельности оказалась идеальной.

Следует сказать и о другой причине именно такого выбора на пост премьера. В период, предшествующий президентским выборам, на властном Олимпе не должно быть человека, который бы своей публичной активностью хоть малым образом смог поколебать уже устоявшуюся в головах казахстанцев мысль: кроме Нурсултана Абишевича, у нас выбирать некого. Эта задача также была выполнена.

Слухи о том, что Даниал Ахметов в прошлом году уже несколько раз сам подавал заявление об отставке, наверняка небеспочвенны. Как опытный аппаратчик, он прекрасно понимал, что отведённое ему время уже истекло, и в целях обеспечения своего будущего благополучия пора проситься на покой. Что он настойчиво и делал. Задержка с удовлетворением его просьбы вполне объяснима. Прошедший год для Назарбаева был крайне нелёгким, и преданные люди в ближайшем окружении ему оказалась очень кстати.

Но время идёт, и теперь нужно заниматься другими делами. Во-первых, индустриально-инновационное развитие должно перейти с бумаги в реальную действительность. Вступление Казахстана в ВТО, которое планировалось ещё в октябре прошлого года, наверняка состоится, а у нас это событие (и не без оснований) пока воспринимается больше как беда, а не как благо. Поэтому в правительстве сейчас, как никогда, нужны не молчаливые исполнители «политической воли» президента, а творческие личности. Во-вторых, политические реформы, которые обещаны в 2007-м году, потребуют радикального изменения отношений между центром и регионами. И здесь не обойтись без свежих идей. Разве можно что-то путное в этой сфере предложить, если подобострастно заглядывать в рот начальству?

Но это лишь предположения. Насколько они обоснованны, покажут уже первые назначения в новый состав правительства.