В объятья смога заключенный...

Автотранспорт - основной источник загрязнения

Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz

Вредные выбросы в атмосферу Костанайской области никто не контролирует

С каждым годом воздух в Костанае становится грязнее. Об этом свидетельствуют данные по выбросам в атмосферу, которые обнародуют и экологи, и метеорологи. Главной причиной загрязнения  специалисты называют автотранспорт. При этом, выяснила «НГ», регулярные замеры вредных веществ из выхлопных труб никто не производит. Специальных лабораторий для этого нет даже в Костанае, не говоря уже о других городах области. Замеры на крупных экологических предприятиях, расположенных в Рудном, Лисаковске, Житикаре, носят сезонный характер. Чем приходится дышать костанайцам, выясняли корреспонденты «НГ».

Общественность бьет тревогу

Говорить сегодня об экологической безопасности стало популярно. Не обходят эту тему стороной и государственные чиновники. Если судить по речам на эту тему, у нас все прекрасно. Действительность же говорит, что как минимум мы не владеем информацией об экологической ситуации в своем городе. Общественные объединения экологов между тем бьют тревогу. Они считают, что ситуация начинает выходить из-под контроля.

- Мы сами снимали показания три года назад, - говорит руководитель экологического центра «Молодое поколение за экологическую безопасность и устойчивое развитие» Людмила МУЗЫЧКО, - в четырех местах города - на ул. Карбышева, в районе ДК Строитель, в районе КСК (Арман), в районе СХИ. Замеры показали, что нормы у нас превышены на 70-80%. Самый опасный район - ДК «Строитель», там запыленность и загазованность превышала нормы на 80%. Там жилая зона, но поток большегрузного транспорта очень большой. А в последние два года ситуация ухудшилась. Появилось много мелких промышленных предприятий, увеличилось число машин, технологии производства и переработки не совершенствуются. Все это привело к тому, что над Костанаем уже висит смог.

По мнению Музычко, наиболее загазованные улицаы в Костанае: Баймагамбетова (от Центрального рынка до «Чародейки»), Абая (центр и КЖБИ), Тарана, Мауленова, Майлина, Бородина. Особенно опасны они в тихую безветренную погоду.

Косвенные приметы ухудшения ситуации корреспонденты «НГ»  обнаружили в данных Центра по мониторингу окружающей среды Казахстана. Если в 2006 году по загрязнению воздуха среди городов Казахстана Костанай занимал 12 место  и его индекс составлял 2,9, то в 2008 году областной центр переместился на 10 строчку, а индекс загрязнения повысился до 3,2. Конечно,  нас не сравнить с Усть-Каменогорском, например, где индекс загрязнения 17,5, но тенденция налицо.

Опасные не замеряют

Главный наш загрязнитель - автомобильный транспорт. О чем все специалисты говорят с трогательным единодушием. Примем за истину, правда, найти данные о том, насколько вредят нашему воздуху такие крупные предприятия, как АО «ССГПО», ТОО «Оркен», АО «Костанайские минералы», находящиеся в других городах области, весьма сложно. Специальных лабораторий в них нет, а проверки делаются  время от времени.

- Выхлопные газы двигателей содержат огромное количество соединений, - говорит начальник лаборатории ДГП «Костанайский центр гидрометеорологии» Елена РУСАКОВА. - В частности, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота и специфические примеси высокой токсичности - бензопирен, сероводород, формальдегид, свинец, которые угнетают кроветворную систему, вызывают онкологические заболевания.

Русакова знает, что говорит. В ее лаборатории проводятся исследования атмосферного воздуха Костаная. Для этого в Костанае существуют специальные посты наблюдения со специально оборудованными павильонами, в которых размещена аппаратура. Правда, всего два: один расположен в центре, другой - на КСК. Другие районы просто остаются неисследованными. Специалисты ежедневно два раза в сутки - утром в 7.13 и вечером в 19.00 - делают анализ атмосферного воздуха на наличие диоксида серы, оксида углерода, диоксида азота и пыли. В промышленных центрах воздух мониторят еще и ночью, у нас, говорят, такой необходимости нет. Это госзаказ, результаты отсылаются в Астану. Для всех остальных служб анализ проведут только за деньги. Заказывают такой анализ нечасто. Ну и полной картины он  не дает.

- Самыми опасными веществами считаются бензопирен, свинец и т. д., - объясняет Русакова. - Их концентрацию мы проверить не можем, не позволяет оборудование. Не можем мы проверить и выхлопы непосредственно из автомобильной трубы. Для этого нужен специальный прибор.

Причем оба костанайских поста стационарные. Они могут замерить концентрацию вредных веществ исключительно в центре и на КСК, в других районах - нет.

- С каждым годом у нас транспорта становится все больше, - говорит директор Центра здорового образа жизни Надежда ЖАРКОВА, - и весь транспорт, который идет к нам, - экологически непригодный для эксплуатации. На Западе его списали, там нормы не позволяют на нем ездить, а у нас нет никаких норм. Весь смог у нас от транспорта. А смог очень сильно сказывается на здоровье человека: поражает легочную систему, формирует бронхиальную астму. В смоге от транспорта содержатся 124 компонента, которые вредны для организма и способны вызвать аллергию и легочные заболевания.

Главный внештатный аллерголог Костанайской области Ермурат БОРАНКУЛОВ отмечает, что количество больных с патологией органов дыхания с каждым годом увеличивается, больше всего их зарегистрировано в Рудном, Аркалыке и Житикаре, гд, помимо транспорта атмосферу загрязняют промышленные предприятия. В Рудном находится АО «ССГПО», в Житикаре - АО «Костанайские минералы», в Аркалыке - ТБРУ. Но в этих городах вообще нет лабораторий, и вред от выбросов промышленных предприятий никто не замеряет.

Азот и сера - выше нормы

Мы естественно не могли не проверить уровень загрязненности воздуха. Оплаченный «НГ» анализ показал: в районе обеда 2 декабря серьезных превышений по основным параметрам не выявлено. На улице был ветерок. Но диаграммы годового хода концентрации примесей в атмосферном воздухе Костаная, которые нам предоставил Центр гидрометеорологии, оказались весьма показательными.

Весь этот год в Костанае предельно допустимая концентрация (ПДК) диоксида азота превышалась, в апреле - в два раза. В июне превысил ПДК и диоксид серы (0,06 при ПДК- 0,04). К сведению читателей: диоксид серы, соединяясь с влагой, образует серную кислоту, которая разрушает легочную ткань человека и животных.

Меры сводятся к отчетам

Ситуация в Костанае,  как видим, неблагополучна и мало исследована. В других городах области ситуацию, похоже, и вовсе никто не мониторит. А что делается для того, чтобы исправить положение или хотя бы остановить рост уровня загрязнения воздуха?

Не стоит и говорить, что до сих пор борьба с не отвечающим экологическим требованиям автотранспортом в условиях нашего уровня жизни безнадежна.  При сложившейся практике, когда государству выгодно, чтобы крупные предприятия загрязняли окружающую среду посильнее, выплачивая в бюджет большие суммы штрафов, нет пока особой надежды и на прогресс в этой области. Издавна с загрязнением воздуха боролись, создавая в городах зеленый растительный щит. У нас же тотальные рейды по озеленению проводятся без включения мыслительного аппарата эти рейды организующих. Весной этого года в Костанае высадили 50 000 саженцев, приживаемость составила не более 20%. Ситуация каждый год повторяется.

- Вся беда наших чиновников заключается в том, что они сажают не по науке, - говорит Музычко, - а лишь бы посадить. Совершенно не учитывается газоустойчивость растений. У нас вдоль дорог сажают сосну и березу, а это неправильно. Береза не газоустойчивое растение и сажать ее необходимо в парковой зоне, а вдоль трасс - кроновые деревья. Мы проводили исследования и определили, что хорошие поглотители загрязнений - вербовые, тополь, клен. А у нас тополя вырубают, а березки сажают. Вдоль проспекта Абая уже который год не могут посадить нормально деревья, уже столько сосен и берез пропало, они все равно их сажают. А те, что прижились, расти тоже не будут, потому что посажены в метре друг от друга и в метре от дороги. А между тем 1 га хвойного леса способен в течение года обеспечить 200 человек кислородом. Для сравнения: за границей на каждого жителя приходится по 50 кв. м зеленых насаждений, у нас нормы составляют 25 кв. м, но и они не выполняются.

При таком отношении мечтать о регулярном мониторинге выхлопных газов каждого автомобиля, об улучшении качества горючего, о строительстве наружных транспортных развязок даже не приходится.

Подробно

Смог - аэрозоль, состоящий из дыма, тумана и пыли. Английское слово smog, производное от  smoke - дым и fog - туман. Именно жители английской столицы в 13 веке впервые столкнулись с проблемами, связанными с загрязнением воздуха.

На территории Костанайской области преобладает фотохимический смог, основной причиной возникновения которого считаются автомобильные выхлопы. В состав основных компонентов  входят озон, диоксиды азота и серы, многочисленные органические соединения перекисной природы, называемые в совокупности фотооксидантами. Фотохимический смог может вызвать поражение дыхательных путей, рвоту, поражение слизистой оболочки глаз и общую вялость. В ряде случаев в фотохимическом смоге могут присутствовать соединения азота, которые повышают вероятность возникновения раковых заболеваний.

Вредные выбросы в атмосферу Костаная (по данным гидрометцентра за 2010 год) 

Рисунок Виталия ЦЫГАНОВА 

ОПРОС

Как сделать атмосферу над городами области чище?

Людмила МУЗЫЧКО, руководитель экологического центра «Молодое поколение за экологическую безопасность и устойчивое развитие»:

- Необходимо формировать мировоззрение людей, ведь у нас очень низкий уровень экологической культуры. Чтобы его поднять, надо с детства ребенку объяснять, что такое экология, и учить правильно относиться к природе. Необходимо повысить контроль, во-первых, за автотранспортом, следить за тем, какой к нам поставляют, какие от него выхлопы. Усилить контроль за горючим, на котором ездят автомобили, ведь оно у нас не чистое. На предприятиях повышать технологии производства и переработки, пора задуматься о безотходном производстве. Необходимо привлекать общественность к обсуждению результатов мониторингов и к  мониторингам.

Геннадий САВЕЛЬЕВ, старший преподаватель инженерно-технического факультета КГУ им. А. Байтурсынова:

- Для улучшения экологической ситуации, для уменьшения уровня загрязнения окружающей среды необходимо усилить контроль за транспортом. Улучшить три составляющих: организацию движения, стиль езды и техническое обслуживание.  На холостом ходу выбросов в атмосферу больше, поэтому необходимо организовать движение так, чтобы машины меньше останавливались на светофорах. Наравне с выхлопными газами атмосферу загрязняют вещества, которые выделяет изношенная резина, нужно вовремя ее менять и на шипованной резине ездить только во время сезона. Также надо обратить внимание на топливо и на озеленение как на способ очистки воздуха.

Ермурат БОРАНКУЛОВ, главный внештатный аллерголог Костанайской областной больницы:

- Необходимо реорганизовать все мелкие битумные и асфальто-бетонные предприятия. Важно обратить внимание на бесконтрольное сжигание листьев, которые накапливают вредоносные вещества, и при сжигании они попадают в атмосферу. Эта сфера должна контролироваться. Должна вестись борьба со свалками, которые устраивают в черте города, наш лог превратили в свалку, там все скапливается, гниет и все вещества попадают в атмосферу.  Необходимо следить, чтобы большегрузный транспорт и машины с большим сроком эксплуатации не ездили по основным улицам города.

Римма БЕКТУРГАНОВА, депутат областного маслихата:

- У нас в городе стало очень много машин, и это напоминает уже машинную свалку, к нам поступают машины, у которых уже закончился срок эксплуатации. И поэтому я считаю сейчас самое главное - не допускать распространения у нас автомобилей, у которых закончен срок эксплуатации, ведь именно от них поступают основные выбросы в атмосферу вредных веществ. Также нужно, чтобы каждый человек обратил внимание на уровень своей экологической культуры, у нас его нет. Со стороны жителей должны быть инициатива и помощь по озеленению.

Елена РУСАКОВА, начальник лаборатории Костанайского центра гидрометеорологии:

- Посадка деревьев не поможет, хоть весь Костанай засади. От выбросов это не спасет. Деревья только повышают уровень кислорода, но нейтрализуют выхлопы газа. Изменить ситуацию сложно. Нужно запретить перегонять старые германские машины, но наши люди не могут себе позволить покупать дорогие иномарки. Нужно также переходить на другие виды топлива. Но, конечно, опять-таки внедрять солнечные батареи или другие передовые технологии у нас не хватит средств.