Приказ против закона

В случае, описанном автором, чиновники от железной дороги пользуются ведомственным приказом № 122-1 от 18.03.2004 г., в п. 68 которого утверждается: «В случаях, когда проездные документы (билеты) пассажира утеряны или испорчены, такой пассажир считается безбилетным, проездные документы не возобновляются, уплаченные за них платежи не возвращаются». Считаю, что данное положение  противоречит нормам Конституции и Гражданского кодекса. Поскольку пассажир как потребитель приобретаемой им услуги покупает не листок бумаги, именуемый проездным билетом и не имеющий самостоятельной ценности, а услугу в виде перевозки его определенным рейсом, в определенное время, на определенном месте (ст. 690 ГК РК). Правда, ответственность за эту услугу несет не Костанайское отделение КТЖ, а АО «Пассажирские перевозки». Но в любом случае купленное пассажиром место остается за ним, а проездной билет лишь подтверждает право пассажира на проезд.

Договор перевозки пассажиров - это разновидность договора возмездных услуг. Если пассажир выполнил свою часть обязательств, а именно внес деньги за проезд, но в результате форс-мажора остался без билета, то он не может быть лишен своего права на проезд (ст. ст. 683-686 ГК РК). Тем более что данные пассажира, занесенные в единую электронную систему продаж, подтверждают оплату проезда. Если же услугодатель не выдает дубликаты билетов или не возвращает внесенные за непредоставленную услугу деньги, то он нарушает свою часть обязательств (ст. 273 ГК РК).Отмечу, что никакие ведомственные приказы, правила или инструкции не могут противоречить нормативным правовым актам более высокого уровня.

В случае с Денисовым, я думаю, перевозчик обязан оплатить ему не только стоимость билета и неустойку, но и компенсировать моральный вред. Если же представители АО «Пассажирские перевозки» откажут в возмещении ущерба, то останется только посоветовать ему обратиться в суд.

Вадим СОБОЛЕВ, юрист, Костанай