Легче на поворотах

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Особенности эксплуатации ГУРа

Водители, сменив автомобиль с механическим управлением на современную машину с гидравлическим усилителем руля (ГУР), зачастую не знают, что этот агрегат требует соблюдения определенных правил эксплуатации. Каких именно? О них рассказал старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Водители говорят, что с помощью ГУРа автомобилем  можно управлять «одним пальчиком». Для тех, кто впервые садится за руль такой машины, легкость в управлении может сыграть и коварную роль - во время резкого поворота на большой скорости. Сенсорная память человека, ранее управлявшего автомобилем с механической системой, понуждает его к применению большого физического усилия, а тут его не требуется. Поэтому вход в поворот может оказаться неоправданно резким, что угрожает безопасности. Водителю нужно пройти процесс адаптации к новым условиям управления. В это время постарайтесь не поддаваться магии легкого поворота руля и при маневрировании машины более внимательно контролировать ее поведение. Вскоре вы начнете хорошо чувствовать реакцию автомобиля на движение ваших рук и тогда в полной мере насладитесь комфортом, который дает вам ГУР.

Что касается правил эксплуатации и обслуживания гидроусилителя руля, то нужно иметь в виду, что в полной мере ГУР свои функции выполняет лишь тогда, когда рабочая жидкость в гидронасосе подогрета до определенной температуры. Бачок с жидкостью находится на двигателе, поэтому ее подогрев происходит вместе с прогревом двигателя. Это важно знать еще и потому, что при проверке уровня жидкости в бачке (что очень важно) для горячего состояния (80 градусов) нормой считается нахождение в интервале HOT, для холодного (20 градусов) - GOLD. Эти ризки нанесены на стенке бачка, если он прозрачный, или на щупе, если бачок металлический. Если жидкость ниже этих уровней, нужно долить. После окончания срока использования, обозначенного в инструкции по эксплуатации, ее нужно заменить.

Нужно следить и за качеством рабочей жидкости. Она может оказаться вспененной или с эмульсией. Значит, там появился воздух. Гидроусилитель оказался завоздушенным и по этой причине усилие на руле возрастает. В таких случаях нужно делать прокачку ГУРа. Эту процедуру лучше доверить специалистам.

Следующий важный  элемент ГУРа - ремень привода насоса. Он может пробуксовывать, и тогда усилие на руле также возрастает. Чтобы этого не допустить, нужно придерживаться руководства по эксплуатации в части сроков и порядка проверки натяжения ремня.

Не забывайте и о проверке люфта рулевого колеса. Он должен быть в пределах норм, установленных для данной марки автомобиля (например, 30 мм). Как это делается? На стоящем автомобиле рулевые колеса выставляются для движения по прямой, после чего руль легким усилием прокачивается из стороны в сторону. Люфт не должен превышать установленную норму.

В качестве рекомендаций общего характера не советую удерживать руль в крайнем правом или левом положении на стоянке при работающем двигателе более 10 секунд. В таком случае жидкость в рабочем цилиндре ГУРа начинает резко нагреваться. Если вы на стоянке резко повернули руль и услышали зуммерный звук, то верните его чуть-чуть в обратное положение. Специалисты вообще рекомендуют не крутить рулем на стоящем автомобиле, а делать это, когда машина начинает движение. В таком случае уменьшается нагрузка на рулевые тяги и наконечники.

Сейчас все больше применяются электроусилители руля. Их достоинство в том, что там тратится топлива на 2-3% меньше, чем с ГУРом. К тому же они имеют электронное устройство, которое при движении на большой скорости ограничивает углы поворота, чем повышается безопасность движения.