Депутат мажилиса Ольга Киколенко: «Идти навстречу людям, исходя из возможностей»

На вопросы «НГ» и ее читателей отвечает депутат мажилиса Ольга Киколенко

Евгений ШИБАРШИН

28 ноября 2012, 13:37 |  Общество

После того, как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал к проведению в стране социальной модернизации, государственная машина усиленно заработала на подготовку правовой базы для этого. Как законодатели думают решать проблемы социальной сферы?

Пенсии нужно осовременить

- Ольга Андреевна, сейчас много говорится о предстоящей пенсионной реформе, но люди ничего о ней не знают. Обсуждается только одна тема: нужно ли женщинам повышать пенсионный возраст?

- Это неправильно. Теперешняя пенсионная система в Казахстане существует с января 1998 года и по прошествии 14 лет любая реформа требует глубокого анализа и определенных выводов. За это время наше государство вошло уже в другую фазу своего экономического развития. На 1 января 1998 года у нас была проблема, как вообще выплачивать пенсию уже состоявшимся пенсионерам. В 1997 году мы по 8 месяцев ее не платили. Я тогда начала работать директором департамента социальной защиты и помню, что только благодаря международному займу, предоставленному Казахстану, наша область получила более 1 млрд тенге, и мы смогли обеспечить конституционное право людей на пенсионное обеспечение.

Сейчас мы из года в год наращиваем пенсионные выплаты. И с 1 января 2013 года будет очередная прибавка на 9%. Если в 2012 году минимальная пенсия - 17 491 тенге, то в следующем году она будет 19 066. Увеличится и базовая пенсия: с 8720 до 9330 тенге.

- Наши читатели сформулировали свои вопросы. Их интересует: будет ли меняться методика расчета размера пенсий и какие меры готовятся для сохранения пенсионных отчислений на счетах накопительных пенсионных фондов?

- Это две самые болевые точки в существующей пенсионной системе. Правительство сейчас готовит программу реформирования, которую обещает представить мажилису в феврале 2013 года. Что касается пенсий, получаемых по солидарной системе, то их размер, конечно, нужно осовременить. Многим пенсионерам, которые ушли на заслуженный отдых до 1998 года, исходя из их большого трудового стажа и высокого заработка, начислялась максимальная пенсия. Но при переходе на новую систему она по разным причинам оказалась, если не минимальной, то в средних величинах. Тут нужно восстанавливать справедливость. Есть разные способы. В том числе и российский опыт. Я возьму с собой заданные вашими читателями вопросы и буду использовать этот материал при рассмотрении проекта пенсионной реформы, который нам предложит правительство.

Что касается общей методики начисления солидарной пенсии, то придумать что-то новое очень сложно. В правительство уже передали много предложений, там их изучают и, когда выработают свои подходы, передадут их в парламент.

Другая проблема - сохранность средств в НПФ. Там уже накопилось более 3 трл тенге. Это почти половина годового бюджета республики. Нужно решать, куда вкладывать эти деньги. Как это сделать, должен предложить Национальный банк. Им виднее. У них контрольные функции, они проводят мониторинг, у них аналитика, поэтому именно они и обязаны это рассмотреть. Но механизм сохранности вкладов нужно отрегулировать так, чтобы людям, которые после ухода на пенсию уже не попадут в солидарную систему и будут получать деньги только из накопительной системы, хватило этих средств для нормальной жизни.

- Как вы относитесь к предложениям об отмене накопительной пенсионной системы и переходу к солидарной?

- Это невозможно. Мы уже убедились, что в условиях экономического кризиса, который случился после развала СССР, солидарная система рухнула. В рыночной экономике кризисы случаются периодически, и большая вероятность, что в критические моменты государство свои социальные обязательства может не выполнить. На мой взгляд, более жизнеспособна смешанная система.

Вообще, при реформировании пенсионной системы нужно думать и об экономической составляющей. У нас расходная часть республиканского бюджета - 6,2 трл тенге, из которых 1,4 трл ежегодно уходит министерству труда и социальной защиты. То есть затраты на социальную защиту уже очень большие, а для принятия новых решений обязательно понадобится финансовое обеспечение.

Нам нужно идти навстречу просьбам и нуждам граждан, но разумно, исходя из имеющихся возможностей. Вы видите, что делается в Европе: давали, давали, а сейчас нет возможностей, и возникли неприятности. Не надо! Пусть мы движемся медленно, за что нас люди часто упрекают, но поступательно верно. Так, чтобы на это было достаточно финансовых средств.

Плохо работаем или неправильно распределяем?

- Пожилых людей такие темпы не устраивают. Они ругают власть и говорят: вы ждете, когда мы все вымрем…

- Наша страна не ведет себя так по отношению к людям. Почему сейчас никто не вспоминает, что 2 года назад увеличили пенсии на 25-30%? Если есть возможность, увеличение идет. Сегодня нам нужно просчитать свои возможности и включить в трудовую деятельность все трудоспособное население. Почему мы много сейчас говорим о труде? Чтобы удержать достигнутые социальные позиции и дальше работать по улучшению качества жизни людей, нужно включиться в трудовой механизм.

Хотя ситуация в мире сейчас непростая. Например, в Италии, в Испании безработица достигла 25%. Мы не можем говорить, что мировой кризис нас не затрагивает. Он проявляется в том, что поставки железной руды уменьшились. Китай и Россия сейчас меньше ее запрашивают. А ведь для Рудного ССГПО - градообразующее предприятие, оно формирует наш областной бюджет. Поэтому можно хотеть сделать лучше для народа, но мы должны остерегаться тотальных ошибок, которые сделали в Америке и Европе.

- Раз уж заговорили о роли труда. Почему сейчас не хватает денег на более ощутимую социальную поддержку? Мы плохо работаем или неправильно распределяются между отдельными гражданами доходы, которые дает экономика страны?

- Есть проблемы и в том, и в другом. Возможно, нужно уже менять принципы отчисления налогов по отдельным категориям. Но хочу сказать, что мы находимся еще в стадии становления рыночной экономики. Малый и средний бизнес не окреп, и если сейчас с него увеличить налоговые отчисления, то мы сами себе затормозим. Что касается крупного бизнеса, то здесь государство работает по активизации социального партнерства. Например, в рамках формирования Общества Всеобщего Труда бизнес должен участвовать в подготовке и переподготовке кадров, обучении молодежи современным технологиям. Депутаты парламента работают в законодательном плане: смотрим, как подключить крупный бизнес к решению проблем социального страхования, социальной защите женщин. Малый бизнес государство готово поддерживать через развитие микрокредитования. Тем самым в трудовой механизм можно вовлечь большое количество самозанятых. Их сегодня в республике 2,7 млн человек.

Если в течение ближайших 10-15 лет мы сможем для них, а также для людей с ограниченными физическими возможностями найти свое рабочее место - это было бы великое экономическое чудо. Если эти люди будут сами себе зарабатывать, то и налоговые отчисления увеличатся, тогда механизм социальной защиты еще больше оживет. И тогда мы подойдем к новым подходам - применению социальных стандартов.

Однако все это нужно делать не по принуждению государства, а по инициативе самих граждан. Государство должно создавать условия для трудоустройства, и все механизмы в этом направлении сейчас включены и профинансированы. Чего не было 15 лет назад. Сейчас только на программу занятости в следующем году будет выделено около 100 млрд тенге.

Но тут другая проблема дает о себе знать. Люди приходят на предприятие, изучают ситуацию и уходят - зарплата низкая. Все потому, что работодателя ориентируют на минимальную зарплату, которая соответствует прожиточному минимуму. Но это не тот стандарт. Его надо менять. Оплата труда должна стимулировать. Сегодня люди уже не идут на общественные работы, где платят 18 000 тенге. Потому что на эти деньги сложно прожить месяц.

Нужно ли работать 9 часов?

- О социальных стандартах тоже сейчас много говорится. Но судя по тому, что один из них - минимальная потребительская корзина, обозначенная государством, явно не вписывается в реальные цены, то не получится ли у нас со стандартами по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда»?

- В мажилис из правительства скоро должен прийти проект закона «О государственных услугах». Если есть услуги, то должны быть и стандарты. Каждая государственная услуга должна быть стандартизирована. Если, например, это медицинская услуга, то все должно быть расписано и обеспечено финансово. Причем независимо от того, где она оказывается: в городе или в селе. Она везде должна даваться с одним качеством. То же самое и с образованием.

- Для этого нужен специальный закон?

- Да. Меня включили в составе рабочей группы по его подготовке. Но вначале нужно принять закон о госуслугах, после чего определимся с социальными стандартами. Понятно, что мы не сможем их дать сразу в полном объеме, но они должны иметь эффект расширения. Мы объявили Казахстан социальным государством, но оно развивается в рамках экономических возможностей. Появилась возможность - и социальные услуги расширяются каким-то новым видом. Минимальная потребительская корзина - один из видов услуг, которая тоже должна расширяться. У нас она в этом объеме уже 7 лет, а мировая практика - менять ее содержание каждые 5 лет. В России установили высокую планку минимального потребления и теперь пытаются до нее дотянуться. Мы взяли минимум и теперь будем увеличивать.

- Как вы относитесь к идее увеличения рабочего времени до 9 часов?

- По-моему, никто в мажилисе и правительстве всерьез ее не принимает. В этом нет никакой необходимости. Есть проблема повышения производительности труда. Но не за счет повышения рабочего времени, а с помощью новых технологий. Сейчас создается система обучения, которая будет готовить молодых людей, более восприимчивых к освоению новых технологий. Она формируется на базе строящихся 20 интеллектуальных школ для одаренных детей и «Назарбаев университета». Их дополнят 4 центра профессиональной подготовки, где будут готовить специалистов среднего звена. Эти люди должны работать на предприятиях, созданных в рамках программы Форсированного индустриально-инновационного развития.

- У нас принято много государственных программ, но Счетный комитет по контролю за расходованием республиканского бюджета постоянно обнаруживает факты, когда средства либо не используются, либо уходят не по назначению. Вы долго работали в госаппарате - скажите: что мешает госслужащим добросовестно исполнять свои обязанности?

- Отсутствие профессионализма. Программы готовятся хорошими экспертами, но как только они попадают в департаменты и отделы исполнительных органов, многие чиновники не понимают, чего от них хотят. В мажилисе недавно рассматривались изменения и дополнения в закон «О государственной службе», там предусмотрены меры для формирования профессиональных госслужащих. Сейчас готовится новый закон о противодействии коррупции, который тоже должен помочь.

Что касается морального плана, то у некоторых госслужащих нет чувства патриотизма. По этой причине тех госслужащих, через которых идут финансовые потоки, ничего не сдерживает, и они попадают в коррупционную ловушку. Если человек пришел на государственную службу, то он должен служить.

В мажилис поступил законопроект о государственной правовой помощи. Юристов у нас много, но далеко не каждый гражданин знает свои права и обязанности. Этот законопроект призван формировать новую правовую культуру. В том числе и у госслужащих.

- Вопросы от пользователей сайта www.ng.kz. Что конкретно сделано вами в качестве депутата?

- В прошлом созыве я направила более 10 запросов в правительство по совершенствованию пенсионных выплат и социальных пособий. Не ставлю в личную заслугу, но то, что 2 года назад размеры пенсий значительно повысили, есть и мое участие. Удалось в прошлом созыве провести и назначение пособий женщинам, имеющим детей-инвалидов, а также пособий по уходу за детьми-сиротами. Один из запросов был связан с необходимостью установления праздника День социального работника. Меня поддержали, и в этом году он уже отмечался. Сейчас я продолжаю работу по пересмотру пенсионного законодательства, а также законов о занятости и социальной защите инвалидов.

- Какие льготы имеют многодетные матери, имеющие награду «Алтын алка», предусмотрены ли им доплаты при выходе на пенсию?

- Им платят только специальное пособие. Независимо от того, на пенсии они или нет.

- Есть ли какие-то правовые нормы, сдерживающие давление контролирующих государственных органов на тех предпринимателей, которые только начинают свой бизнес?

- Что касается проверок, то законодательство предусматривает, что в течение первых 3 лет в плановом порядке их производить нельзя.

- Спасибо за ответы. Есть еще различные предложения, мы их вам передаем и просим учесть в своей депутатской работе.


Досье

Киколенко Ольга Андреевна.

Родилась в 1951 году, в селе Лихачевка, Убаганского района.

После средней школы окончила Кокчетавский пединститут, факультет немецкой филологии. Училась в высшей партийной школе, где получила специальность преподавателя общественных дисциплин. После обучения в аспирантуре Российской академии управления защитила кандидатскую диссертацию.

Начинала работать учителем, затем - директор школы, председатель сельсовета, секретарь парткома, зам. председателя Урицкого райисполкома, секретарь райкома партии, зам. главы администрации Костанайского района.

В 1997 году назначена директором департамента социальной защиты Костанайской области. Последние 5 лет - депутат мажилиса Парламента РК.

Замужем, имеет двух детей.