Евгений ШИБАРШИН: «Чем абстрактнее понятие «суверенитет», тем легче им манипулировать»

«В лагере противников интеграции невольно оказались даже идеологи из окружения Назарбаева»
2 октября 2012, 17:18 |  Общество

"Наша Газета". Чем дальше лидеры Казахстана, России и Беларуси продвигают интеграционный процесс, тем активнее казахстанские противники Евразийского союза. Они уже перешли к попыткам организации референдума, на котором предлагают сказать «нет» тому, чего еще нет даже в умозрительных контурах самого общего характера.

Причем в их лагере невольно оказались даже идеологи из окружения Назарбаева в лице политолога Ерлана Карина и советника президента по политических вопросам Ермухамета Ертысбаева. Референдум они не поддерживают и очень даже за развитие интеграции с партнерами по Таможенному союзу, но вполне определенно отмежевались от идеи создания Евразийского парламента. Хотя кому, как не им понимать, что экономическая интеграция неминуемо приведет к созданию политических надгосударственных структур.

- Несмотря на все попытки форсировать создание наднациональных политических структур, в реальности же в общей повестке дня такой постановки вопроса нет и не будет, - заявил Ерлан КАРИН. - Скажу даже больше - создание наднациональной политической структуры нами не может обсуждаться в принципе, поскольку это напрямую затрагивает суверенитет нашей страны.

А что еще можно ожидать от людей, которые до сих пор упорно забивают головы своих сограждан сомнительным тезисом «сначала - экономика, потом - политика»? В этом смысле соратники Булата Абилова, зовущие казахстанцев на референдум, действуют логичнее. По их мнению, Назарбаев, Путин и Лукашенко стремятся к созданию Евразийского союза, чтобы при помощи интеграции сохранить авторитарные режимы, живущие «на последнем издыхании». А раз так, то скажем «нет» союзу, чем и облегчим для демократии путь к победе.

Для обывателя, уставшего от «демократического» бедлама 90-х годов, данный аргумент достаточно сомнителен, потому инициаторы референдума его не педалируют. Зато экономический подъем 2000-х годов для них связан с оформившимся суверенитетом, и почему бы теперь не использовать этот фактор? Так они оказались в одной компании с идеологами назарбаевского авторитаризма.

Безусловно, экономическая интеграция с таким относительно мощным партнером, как Россия, процесс достаточно сложный. «Суверенизация» зашла так далеко, что разделительные стены теперь приходится растаскивать по кирпичикам. Казахстан, например, задыхаясь от дефицита готовой продукции, когда-то установил низкие импортные пошлины. Россия, наоборот, спасая своих производителей от зарубежных конкурентов, ввозные пошлины держала достаточно высокими. После открытия границы российская продукция оказалась дешевле казахстанской не только на своем рынке, но и в Казахстане. Казалось бы, внести поправки в такого рода государственный протекционизм достаточно просто, но в том-то и дело, что подобные решения вынуждены принимать на самом высоком уровне. В таких условиях противники интеграции множатся в геометрической прогрессии.

Чем абстрактнее понятие «суверенитет», тем легче им манипулировать. Не лучше ли наполнить его конкретным содержанием? Тогда останется только расчистить завалы, мешающие нормальным соседским отношениям.