Евгений ШИБАРШИН: Финансовые наездники

«Государство, поддерживая банки на плаву, поощряет финансовый паразитизм»
16 ноября 2017, 07:35 |  Мнения

15 ноября в Казахстане отмечают День национальной валюты. Эта дата стала и профессиональным праздником финансистов - людей, которые оперируют денежными потоками.

В советское время «именинники» обычно готовили доклады с перечислением своих трудовых побед. Для финансистов суверенного Казахстана нет радости больше, чем максимальное приближение тенге к товарной значимости американского доллара. В истории отношений тенге и мировой валюты было всякое, однако на этот раз у казахстанских финансистов есть повод для гордости – за полтора месяца казахстанская национальная валюта укрепилась почти на 13 тенге.

Скептики, правда, видят причину в подорожании нефти на $8 за баррель. Вспоминают и октябрьскую интервенцию Нацбанка РК, когда он на фондовой бирже обменял на тенге $380 млн из золотовалютного резерва страны. Для Нацбанка это был самое крупное вливание в валютный рынок после января 2016 года, поэтому эксперты сразу же сделали вывод: именно этот вброс и повысил ценность тенге. Но зачем он нужен Нацбанку? Не для встречи же Дня финансистов «ударным трудом»?

Председатель Нацбанка Данияр АКИШЕВ все объяснил просто: для трансферта из Нацфонда в бюджет нужны тенге, а не нефтедоллары, которые туда поступают от торговли углеводородами на мировом рынке. По его информации, в течение 2017 года из Нацфонда в бюджет должен быть передан $1 млрд.

Такое объяснение не утешает. Оно лишь подтверждает известный факт – финансирование бюджета РК по-прежнему существенно зависит от доходов сырьевого сектора экономики. Несмотря на огромные средства, выделяемые для развития собственного производства. И тут-то самое время разобраться, куда эти деньги уходят. Акишев обещает обсудить эту тему на очередном заседании Конгресса финансистов.

- Назрела необходимость диалога и обмена мнениями по всем вопросам, - пояснил он корреспонденту Kapital.kz. - Несмотря на то, что есть опыт проведения конгрессов, мероприятие может оказаться непростым. Слишком много проблемных вопросов, порой противоречащих друг другу.

Руководство Казахстана одно время очень гордилось финансовой системой молодой республики. В результате некритического отношения к этому инструменту процесс пошел так, что главным звеном финансовой системы стали банки, а их учредителями - вип-персоны. Они так оседлали экономику Казахстана, что операции с деньгами для них теперь предпочтительнее вложения банковских активов в производство товаров и услуг. Все попытки «оздоровить» финансовую систему выливаются в перекачивание государственных денег на счета банков, где часть из них растворяется безвозвратно. Аналитики этот процесс назвали «национализацией банковских долгов».

Ситуация напоминает 90-е годы, когда шустрые люди, приближенные к правительству, набрали за рубежом кредиты под гарантию государства. Оно же за них тогда и расплатилось с кредиторами. Сейчас в этом секторе крутятся те же персонажи, но ситуация другая. На депозитах хранятся деньги населения, поэтому государство опять вынуждено поддерживать банки на плаву, невольно поощряя финансовый паразитизм. Как выйти из этого порочного круга, никто, похоже, не знает.