ИВАНОВ: Пространство мечты

«Никогда не сможет коррупционер рассуждать о беззаветной любви к городу»
2 июля 2017, 11:17 |  Мнения

Ученые уверяют граждан, что наша Вселенная расширяется, начиная с момента ее рождения. Но обывателям верится в это с трудом, потому что их собственное пространство в последнее время сжимается, как шагреневая кожа в одноименном произведении, стремясь к сингулярности. И вроде все вокруг такое же колхозное, но уже не твое, и адресом стал конкретный дом на улице, а не вся большая страна, и ячейка трещит под сенью брачного контракта, защищающего личные интересы.

В своем обустроенном футляре каждый человек спокоен и свободен, он устанавливает правила и контролирует поведение приглашенных гостей, а насильственное проникновение в зону личного комфорта приравнивает к вторжению со всеми вытекающими из нарушителя последствиями. В детских играх есть замечательная фраза - «Я в домике!», которая оказывает на окружающих магическое воздействие, делая произнесшего заклинание защищенным, неприкасаемым и даже невидимым. Именно такой особнячок человек обустраивает всю жизнь, прячась в него и пытаясь увеличить его размер.

С этим домиком связано многое, в том числе и понятие патриотизма. Чем дальше простираются границы личного пространства, тем больше патриотический охват. И если чье-нибудь личное пространство увеличить до размеров страны, то можно получить истинного патриота. Значит, у патриотизма тоже есть границы, ведь можно быть патриотом города, семьи, подъезда. Никогда не сможет коррупционер рассуждать о беззаветной любви к городу, улицам и скверам, если эквивалент этого чувства приятно похрустывает во внутреннем кармане пиджака, являющегося контуром личных интересов владельца. Но самое главное, что за пределами своего пространства контролировать ничего не нужно, достаточно убрать все лишнее за воображаемую границу. Окурок - в форточку, мусор - с балкона, выкопанные деревья - с глаз долой.

Инициативу покорителей пространств от альтруистов-первопроходцев перехватили эгоисты-проходимцы, отгораживающиеся от общественного дискомфорта безразмерными дворцами и частными территориями. А для перемещения своих организмов между стационарными чертогами используются мобильные обиталища, отличающиеся друг от друга богатством отделки и классом комфорта, но несущие в себе одну и ту же функцию - защиту владельца от внешних агрессивных воздействий и внутренних комплексов неполноценности.

Особого статуса в вопросе удобства мобильных кибиток добились чиновники. Теперь личные пространства их уютных кабинетов и загородных теремов соединяют большие и роскошные «Ленд Крузеры». Гоп!.. Гоп!.. Хорошо! Не чавкает грязь под ногами, не воет холодный ветер на остановках, не печет голову солнце. Не надо торить снежные тропы, не надо скользить по льду, не надо ходить по воде. Нечего пыли бояться. Всегда в чехле - хорошая жизнь!

Можно так и сидеть в бочке, как Диоген, но не лучше ли сделать шаг из своего футляра на широкие общественные просторы и попробовать преобразовать их так, чтобы чувствовать себя удобно и уютно везде, черпать в окружающем эфире положительную энергию и быть защищенным, как в домике из детства. Может быть, тогда вместо личного закутка начнет образовываться пространство мечты. «Самый чудесный город тот, где человек счастлив», - говорил Ремарк.