Евгений ШИБАРШИН: Ученых – тьма…

«Чтобы наука развивалась, нужно создавать собственный рынок новаций»
1 марта 2017, 07:26 |  Мнения

Национальной академии наук Казахстана исполнилось 70 лет. Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ, выступая на юбилейной сессии Общего собрания академии, обратил внимание ученых на низкую эффективность их изысканий.

- Казахстанские ученые активно патентуют свои результаты. Однако подавляющее большинство патентов не востребовано, - заявил он.

Можно добавить - и не только патенты. Согласно Национальному докладу по науке, подготовленному МОН РК совместно с Национальной академией наук в 2016 году, научные труды Казахстана за 2011-2015 годы, составляющие 4 687 работ, опубликованы в 1 755 изданиях, в том числе в 1 215 журналах со средним и высоким уровнем цитирования. Но в рейтинге среди 218 стран Казахстан по общему количеству публикаций занимает 85-е место, по фактам цитирования этих работ – 108-е. Если считать, что последний показатель оценивает значимость научных публикаций, то качеством исследований наших ученых гордиться не приходиться. Уровень цитирования - самый низкий среди коллег по ЕАЭС. И это при том, что в 2015 году в исследовательскую работу было вовлечено более 18 000 специалистов, среди которых около 8 000 кандидатов и докторов наук.

В 2017 году одна из иностранных издательских компаний оценила 290 журналов, по которым делается оценка цитирования, как псевдонаучные. В их числе 12 изданий, в которых любят печататься казахстанские ученые. В министерстве образования и науки причину такой «любви» к журналам с сомнительной репутацией объясняют тем, что там ученые могут публиковать свои работы быстрее и без предварительного рецензирования. Разумеется, не бесплатно. За чей счет – история умалчивает. Вполне возможно, автор платит из своего кармана. Ну, так почему бы и не пострадать. Нет, не ради науки, а ради более высокого социального статуса, который приобретается с получением ученой степени. Иначе, чем еще объяснить такую большую тягу к «остепененности» многих высокопоставленных чиновников. К слову, в вышеупомянутом Национальном докладе сообщается, что в 2015 году из 553 выпущенных докторов в науку пришло только 118.

При оценке причин, поощряющих развитие науки или наоборот – угнетающих ее, обычно ссылаются на уровень ее финансирования. Действительно, если сравниваться с продвинутыми в этом отношении странами, то, например, в Израиле, Южной Корее, Японии затраты на научные исследования составляют более 3% ВВП. В Европейском союзе чуть меньше, а в Казахстане - всего 0,3%.

Главная причина, на мой взгляд, в том, что научные идеи «собственного производства» не востребованы. Зачем тратиться на «сомнительные» изыскания, которые в ближайшее время не окупятся, если уже готовые технические новинки можно купить за рубежом? Глава государства убеждает отечественных ученых: проблему можно решить сближением науки с потребностями производства. Но есть множество примеров, когда настоящие ученые в реальности пытались это сделать, а их попытки проваливались. Выход из этой ситуации, очевидно, не в агитации ученых заниматься прикладными изысканиями. Чтобы наука развивалась, нужно создавать собственный рынок новаций.