Аркадий ДЕНИСОВ: Лекарство от стресса

"Музыка - это переход в другой мир. Какой именно - зависит от тебя"
28 января 2017, 09:31 |  Мнения

Кто-то из умных сказал: «Упаси вас бог жить в эпоху перемен!» Вроде бы парадоксальная мысль, ведь перемены могут быть положительными, несущими улучшение нашей жизни. Но это теоретически. На практике же 25 лет после распада СССР мы находимся в полосе непрерывного шторма, полной неопределенности относительно судьбы государства, а вместе с ним и нашей с вами судьбы.

Поклонники «Хабара», допускаю, могут возразить, ссылаясь на официальные цифры и высказывания зарубежных гостей, видящих жизнь в пределах зеленого кольца Астаны. Но мы не гости, и стресс - наш каждодневный спутник. Методы борьбы с ним каждый выбирает сам.

Для меня средством приведения психики в порядок были бег и музыка. Впрочем, почему были? Они остаются таковыми и сейчас. Бег омывает весь организм кислородом, чего никогда не добиться в спортзале, и главное, рассасывает все угнетенные стрессом точки в мозгу. После кросса исчезают раздражение и агрессия, все окружение воспринимаешь в светлых, оптимистичных тонах.

А музыка - это переход в другой мир. Какой именно - зависит от тебя. Кто-то любит гром децибелов и какофонию, другому нужна гармоничная мелодия, расслабляющая натянутые нервы. Мне ближе второе. Тем более что жизнь сводила с серьезными музыкантами. Еще в начальных классах повезло попасть в оркестр народных инструментов, который вел ходивший на протезах участник войны Иван Михайлович, он помог мне освоить балалайку-приму. Затем в наше летное училище под Москвой с шефскими концертами приезжали Давид Ойстрах, Леонид Коган, Владимир Крайнев, Мстислав Ростропович. Они привили нам вкус к вечным музыкальным творениям. После чего захотелось побольше узнать о них самих и авторах гениальных произведений. Ответ и дополнительное потрясение находили в библиотеке, в 50-х Интернета не было и в помине. А дальше был Барнаул с сильной филармонией и Новосибирск под боком с театром оперы и балета, вторым в Союзе после Большого театра.

Сегодня все это осталось лишь в воспоминаниях, но и в Костанае, слава богу, есть сильная филармония с классными коллективами и солистами. Далеко за пределами области и страны известны оркестры под управлением Александра Евсюкова, Анатолия Зарубы, Назымбека Молдрахметова, солисты Гульбану Абдулина, Гульнара Усенова, Гульмира Умбетова, Наталья Степанова, Ольга Квитко, Игорь Коропецкий, Артем Василевич, Андрей Костров. Двое последних учатся в России, но держат постоянную связь с филармонией.

Мощный красивый тенор Балуана Беркенова был замечен в Алматы, после окончания консерватории парня пригласили в Театр оперы и балета им. Абая. Но он тоже находит время для концертов в Костанае. Кстати, уже в новом году на сцене филармонии была замечена Настя Пикулева, известная меломанам еще со времен учебы в музыкальной школе. Имеющая прекрасные вокальные данные, Настя перепробовала себя в обеих столицах и за рубежом, но в итоге вернулась домой на радость многочисленным поклонникам. На одном из концертов засветился Алексей Самойлов, неизвестный еще широкому кругу меломанов. Но это один из победителей конкурса «Минута славы по-костанайски», с которыми руководство филармонии обещало заключить разовые контракты. Лариса Сероус держит слово, и мы услышали исполнителя, имеющего неплохие перспективы.

Украшением филармонии стал созданный относительно недавно камерный оркестр. Судьба его одно время была не ясна. Дирижер наезжал из Астаны, регулярные репетиции отсутствовали, ощущалась недоукомплектованность инструментами. Сегодня эти проблемы позади. У пульта встал Тарас Мызин, человек, влюбленный в свое дело, находящийся в постоянном поиске. Есть классные исполнители: Елена Малыгина, Елена Тулупова, Светлана Рачинская, Елизавета Мызина. Репертуар непрерывно пополняется новыми произведениями. По сути, сегодня это малый симфонический оркестр, способный играть серьезную классику, фрагменты из опер и симфоний, популярную музыку из кинофильмов. Слушать их - сплошная психотерапия, бальзам на душу. И публика выходит из зала с просветленными лицами.

Одно только обидно: народу в зале собирается, мягко говоря, негусто. То ли люди считают серьезную музыку уделом аристократов, непонятной простым смертным, то ли слаба реклама, а может, дело в отсутствии музыкального абонемента, где исполнение сочетается с образовательными лекциями. В моей молодости такие абонементы были в порядке вещей.

И еще один нюанс. Музыкальному критику Владимиру Стасову (1824-1906 гг.) принадлежит фраза: «Плохой человек на классическую музыку не придет». Заставляет задуматься, не правда ли?